Набрав долгов, Украина уже перезанимает лишь для того, чтобы покрыть проценты по ранее взятым займам. В этих условиях Россия протягивает Украине руку помощи и выделяет кредит в 750 миллионов долларов на два года под щадящий процент. В тот же день Киев еще круче берет курс на Запад, словно нарочно лишая себя своих основных рынков и возможностей у соседей на Востоке. Правительство Украины одобряет Соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли с Евросоюзом.
На месте когда-то огромного совхоза — покосившийся дом, где гуляет разве что ветер. И грибник Василий. Кепку с именем лидера "Партии регионов" Василию подарили 3 года назад. За нынешнего президента на Луганщине тогда все голосовали. А теперь не понимают.
"Янукович — с восточной Украины, мне казалось, что будем с Россией ближе, и дела пойдут, но этого не произошло. А что нам Европа! Боже мой! Обманут! Свои-то обманывают", — говорят местные жители.
До границы с Россией — чуть больше ста километров. Но новости из Киева долетают быстрее. В день, когда правительство Украины принимает проект Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, перед кабмином – массовые пикеты.
"Титаник" на плакате как символ тонущей европейской экономики — теперь и про украинскую демократию. Проведение референдума, чтобы граждане страны сами решили, идти в Европу или вместе с Россией и Белоруссией строить общее Евразийское пространство, власти запретили. И уехали на конференцию в Ялту.
Организатор форума евросторонников — миллиардер Пинчук. Металлургический барон уже потерял в этом году не один миллион из-за срыва поставок продукции в Россию. Но, похоже, даже он не знает, что будет дальше.
"Я ненавижу эту дилемму, куда нам идти, туда или сюда. Я считаю, что Украина должна получать в итоге преимущество от своего положения. Я считаю, что без крепких, доверительных, взаимовыгодных отношений с Россией, у украинской экономики будут огромные проблемы, которые решать будет очень тяжело", — заявил предприниматель Виктор Пинчук.
Металлургические заводы работают вполсилы. Николаевские верфи — на них строился весь Черноморский флот — и вовсе стоят. И проржавевший крейсер "Украина"; что с ним делать, никто не знает. "Мы теряем сегодня самолетостроение, машиностроение, военно-промышленный комплекс. Вон Болгария вступила — закрыли АЭС. А в Украине пять АЭС. Закроют, и что будем делать?" – говорит Петр Симоненко, лидер Коммунистической партии Украины.
"Экономика Украины уверенно движется к своему краху. Отсутствие рынков сбыта для продукции означает, что ее не надо производить. А если не надо производить, то не надо платить зарплату рабочим. Их надо просто выгнать на улицу. Вот к чему ведет сегодня так называемый европейский выбор и игнорирование реальности восточного вектора экономической интеграции", — считает Виктор Медведчук, лидер общественного движения "Украинский выбор".
При общем госдолге Украины под 70 миллиардов долларов Киев сознательно отказывается от традиционных рынков. Логика самоубийцы.
Вплоть до начала девяностых Луганский тепловозный был крупнейшим локомотивным заводом не только страны, но и всей Европы. Здесь трудились 35 тысяч человек. Сегодня – всего 6 тысяч. Но предприятие все равно сохранило статус локомотива всего железнодорожного машиностроения.
Встать на рельсы Луганскому тепловозному помог российский инвестор. Локомотивы закупают "Российские железные дороги". "Это, наверное, единственный завод, который уцелел и работает на полную мощность", — говорит Наталья Соболева, маляр Луганского тепловозного завода.
"Я украинец, но больше люблю по-русски: Украина без России и Россия без Украины никуда не пойдет, славянские братья", — считает Денис Аношкин, слесарь-сборщик Луганского тепловозного завода.
Новый директор прекрасно понимает: не будет заказов из России — не будет завода. Он ведь сам чех, работал в Европе, и знает: перейти на европейские технические регламенты, как того требует Евросоюз, даже за 10 лет, это уже прогноз премьера Азарова, невозможно. "Нас там никто не ждет. Там конкуренция очень жесткая, тяжело вступить на этот рынок", — уверен Павел Цеснек, генеральный директор Луганского тепловозного завода.
Украинские власти объясняют свой выбор высокими европейскими стандартами. Про высокую за это цену предпочитают молчать. Ведь через полтора года — в стране очередные президентские выборы. А преддефолтное состояние — не только у бюджета, но и у президента.