Европа отгораживается от мигрантов. На границы Союза опускается "занавес". Работу начала "суровая" система наблюдения Eurosur. Речь о мигрантах. О том, чтобы отслеживать желающих обосноваться в Европе еще на подступах к границам. Держать оборону государства ЕС намерены по всем фронтам. На общеевропейском уровне, в рамках шенгенской зоны и в отдельных странах их национальными правительствами.
Eurosur – всеевропейская система слежения за внешними границами ЕС с помощью спутников, вертолетов и беспилотников. Она, в частности, поможет обнаруживать суда и спасать людей, терпящих бедствие. Ну а в целом – лучше контролировать, кто, куда и зачем стремится в Европу.
Основные задачи системы — сокращение числа нелегальных мигрантов, попадающих в ЕС необнаруженными, уменьшение количества жертв среди нелегальных мигрантов на море и укрепление внутренней безопасности ЕС.
Вокруг Eurosur, еще до старта системы, разгорелись ожесточенные споры. Что же поставить во главу угла: защиту ЕС от притока голодных или же спасение их на море? Итак, что такое Eurosur? По сути – это программа обмена информацией. Которая теперь будет стекаться в единое европейское "окно" — агентство пограничной охраны Frontex. Схема такая: штаб-квартира – в Варшаве. Главному отделению подчиняются 8 коордиционных центров в восьми странах. Это Португалия, Испания, Франция, Италия, Греция, Алжир, Марокко и Ливия. А за ними в свою очередь – еще несколько десятков станций.
Ранее охрана внешних границ стран ЕС напоминала "лоскутное одеяло". Полиция, береговая охрана и пограничники каждого отдельного европейского государства действовали автономно. Теперь система отслеживает потоки беженцев: на море и на суше. И ищет новые пути нелегального перехода границ, которые, что скрывать, растут как грибы после каждого дождя.
Причем, то, что случилось – только цветочки. Пока к Eurosur подключились 18 стран Союза и Норвегия. Ягодки – через год. Система будет развиваться поэтапно. С декабря 2014-го к ней должны присоединиться остальные страны ЕС и государства — члены Шенгенского соглашения.
Самыми проблемными для ЕС остаются южные границы. Именно туда накатывают волны мигрантов из неспокойных регионов. По данным Европейского агентства пограничной охраны, только в 2012 году число нелегальных мигрантов в ЕС составило 72 тысячи человек. При этом количество беженцев, стремящихся в Евросоюз через Италию, Грецию, Болгарию, Испанию, Мальту и Кипр, за год выросло вдвое.
Вот самые "горячие направления". На первом месте — так называемый Восточно-Европейский маршрут. Из Азии и Ближнего Востока (Афганистан, Сирия, Бангладеш) — в Грецию. В минувшем году зафиксировано 37 тысяч фактов нарушения границы.
Второе место — Центральная и Западная части Средиземного моря. Из стран Африки мигранты проникают в Италию и Испанию. Далее — Западно-Балканский маршрут. В прошлом году им воспользовались около 7 тысяч беженцев из Косово, а также Афганистана и Пакистана. Есть еще Восточная "дорожка". Но она не такая многочисленная. Среди нелегалов выделяются опять же граждане Пакистана и Афганистана, а также бывшего СССР, например, Грузии.
Тут вспомним, что по "толерантным" европейским правилам, соискатели убежища на время рассмотрения заявки получают ежемесячное пособие. В зависимости от страны — до 400 евро.
В погоне за этой лучшей жизнью в Европе, по некоторым данным, за последние 20 лет погибли более 17 тысяч человек. Мы вспомнили самые громкие случаи массовой гибели нелегалов.
От Лампедузы до берегов Туниса всего 130 километров. В два раза ближе, чем до остальной территории Италии. Поэтому в начале двухтысячных годов островок превратился в перевалочную базу и заветную цель для нелегальных мигрантов из Африки. Водную преграду беженцы пересекают на перегруженных кораблях и даже резиновых лодках. Добраться до острова удается не всем.
Одно из крупнейших крушений у берегов Лампедузы произошло 3 октября этого года. Погибли 350 человек. В основном на борту были нелегальные мигранты из Сомали и Эритреи.
В августе 2011 года в открытом море перевернулось судно с нелегалами из Марокко. Погибло 100 человек. А в июле этого же года итальянские пограничники на одном из судов нашли тела 25 погибших нелегалов. По словам полиции, причиной гибели стали невыносимые условия: беженцев перевозили в моторном отсеке размером 2 на 3 метра.
Именно после октябрьской трагедии у берегов Лампедузы родилась идея единого "миграционного щита". В ЕС поняли, что в одиночку страны Средиземноморья, чья экономика подорвана кризисом, не в состоянии решить проблему. Известно, что только Рим на обустройство лагерей беженцев потратил более 200 миллионов евро. А Мальта вообще назвала проблему мигрантов угрозой для выживания страны.
Расходы на Eurosur с 2014 по 2020 годы составят 244 миллиона евро. Во что выльется такая забота о границах? До 2020 года на развитие системы Евросоюз намерен выделить 244 миллиона евро. То есть грубо – по 40,5 миллионов каждый год.
Впрочем, скептики полагают, что смета будет превышена. Ведь мониторинг охватывает не только морские, но и наземные границы, в частности на востоке. Понятно и еще одно. Нужны будут дополнительные суда и самолеты. А здесь в выигрыше – кто? Военная промышленность! Для нее открываются новые возможности. Так, например, Голландия заявила, что готова поставлять больше кораблей, самолетов и персонала для борьбы с нелегальной миграцией.
В европейской прессе – сплошь критика Eurosur . Еще с момента принятия концепции. Аналитики сомневаются, что система окажется действенной. Если вспомнить недавние заявления премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона о необходимости в определенном смысле ограничить свободу перемещения в рамках европейского союза – картина получается очень конкретная.
Проблема миграции выходит на первый план. Юг в лице Греции и Италии идет в наступление — собирается уделить теме особое внимание во время председательства в ЕС в будущем году. Север отвечает взаимностью — выступает за еще большее ужесточение шенгенских соглашений.
В общем, миграционный вопрос, конечно, еще не сгубил Европу, но очень старается.