Тема:

Проблемы в банках 9 месяцев назад

"Мастер-банк" "отмывал" деньги по классической схеме

Продолжается расследование уголовного дела о незаконной деятельности "Мастер-банка", у которого была отозвана лицензия. Крах "Мастер-банка" стал самым крупным страховым случаем за всю историю Агентства по страхованию вкладов.

Продолжается расследование уголовного дела о незаконной деятельности "Мастер-банка", у которого была отозвана лицензия. Крах "Мастер-банка" стал самым крупным страховым случаем за всю историю Агентства по страхованию вкладов. При этом выяснилось, что около трети средств населения, размещенных в банке, вообще не были застрахованы.

Такие белые воротнички и такие грязные деньги. Банк-прачечная. Красивый офис, тысячи банкоматов и дипломированные финансисты, которые виртуозно придадут сделке видимость законности.

Классическая схема отмывания денег состоит из трех этапов. Сначала "грязные" наличные вводят в легальную финансовую систему — кладут на банковский счет или покупают ценные бумаги. Здесь сотруднику банка главное — не задавать неприятных вопросов и уж тем более не сообщать в компетентные органы. Далее деньги "расслаивают" — проводят через множество бессмысленных сделок, например, с недвижимостью. Операции наслаиваются одна на одну, чтобы замести следы. На третьем этапе "отмывающий" деньги создает видимость законности источников своего богатства: покупает недвижимость, ценные бумаги, произведения искусства, предметы роскоши. "Отмытые" деньги помещаются в банковскую систему под видом законно заработанных доходов. Обнаружить грязный след уже невозможно.

Если в большинстве стран бизнес стремится "отмыть" наличные деньги, чтобы зачислить их на банковские счета, то в России крайне популярна обратная услуга: зарплаты в конвертах, неофициальные арендные платежи, взятки. Где бизнесу взять столько неподотчетных наличных? А вот где.

В течение только последнего года через кассы "Мастер-банка" были обналичены более 200 миллиардов рублей. В эти операции были вовлечены более двух тысяч физических лиц и более 200 организаций, которые не вели реальной деятельности и использовались в качестве транзитного звена.

Обычно с таким "мертвыми душами", например, конторами, оформленными на паспорта умерших лиц или бомжей, заключаются фиктивные договоры на поставку товаров или услуг, разумеется, по завышенным ценам. Платеж уходит конторе, обналичивается, а на следующей день ее уже нет.

Компании покрупнее предпочитают "обналичку" через офшоры. А если суммы небольшие, то подойдет обычный пластик. Например, фиктивные зарплатные карты, с которых несуществующие сотрудники фиктивной фирмы как будто снимают деньги на повседневные расходы.

Вообще "обналичка" была коньком "Мастер-банка" — вот зачем три с половиной тысячи банкоматов по всей России — третье место в стране.

Без теневой составляющей бизнес "Мастер-банка" был бы убыточным. Не исключено, что через него "отмывался" и самый лакомый кусок — средства, украденные из госкомпаний. Тут схема более многослойна.

Госорганизации переводят деньги за некие работы, услуги или товары фирмам-однодневокам — это первый слой, отделяющий денежные средства от источников их происхождения. Далее деньги поступают на счета второго слоя фирм-однодневок, аккумулирующих финансовые потоки. Платежи дробятся на более мелкие суммы. Затем деньги поступают в банк и объединяются в крупные платежи — по несколько сотен миллионов рублей.

Пройдя по цепочке перечислений, средства поступают за рубеж на счета офшорных компаний либо на счета физических и юридических лиц и обналичиваются по чекам и карточным счетам. Крупные транши — по несколько миллиардов рублей — по фиктивным контрактам уходят в банки за рубежом.

Ущерб России от теневых операций составляет почти полтриллиона рублей в год. Мог ли подумать легендарный Аль Капоне, создавая сеть автоматических прачечных для легализации преступных доходов, что дело его разрастется до таких масштабов!