Список подозреваемых в махинациях вокруг стройки объектов к саммиту АТЭС во Владивостоке может расшириться. Следователи анализируют результаты проверки, которую провела Счетная палата. Несколько фигурантов уже задержаны.
Жителей одного из домов во Владивостоке называют "погорельцами" — год назад полыхающий мост тогда показали на всех телеканалах не только России, но и мира, а в Интернете видео собрало миллионы просмотров. Дом стоит совсем рядом. Тогда виновным в происшествии назвали сварщика, который не соблюдал правил техники безопасности. Кстати, уголовное дело до сих пор не рассмотрено и находится в суде Первомайского района Владивостока.
Сразу после пожара официально было заявлено: ущерб минимален, основные конструкции не пострадали. И, действительно, строительство продолжили, мост был построен в рекордные сроки. Сегодня по нему ходит транспорт – буквально в считаные минуты теперь можно выехать из некогда отдаленного района на мысе Чуркин и попасть в центр города. Строители даже дали гарантию: говорят, мост простоит больше 100 лет. Однако есть и те, кто в этом сомневаются.
Огромные оранжевые опоры поддерживали части моста до того, как были натянуты километры вант. Как только подвесные работы закончились, поддержку снизу убрали. Правда, только со стороны центра города. Из-под другой части мостового перехода стальные балки убирают до сих пор. Представители компании застройщика проблемы не видят. Задержку по срокам объясняют просто. Уверяют, с пожаром это никак не связано.
"Основная причина – стесненность обстановки, — говорит Александр Яковлев — заместитель генерального директора ЗАО "ТМК". — Демонтаж опор выполняется между жилым сектором и промышленными предприятиями: здесь подъездные железнодорожные пути станции Чуркин. Это и затягивает демонтаж. Если бы была нормальная площадка, мы бы его выполнили давно уже, но в итоге демонтаж опор из-под пролета будет выполнен до 20 декабря этого года".
Самые крупные объекты саммита АТЭС, кроме "моста-погорельца", — два недостроенных пятизвездочных отеля, вообще не построенное морское судно, а также печально знаменитая объездная дорога Седанка – Патрокл, которая после сдачи уже успела обвалиться несколько раз. И таких объектов, по данным комиссии Счетной палаты, как выяснилось, более 40. Аудитор Счетной палаты РФ Сергей Рябухин рассказал о финансовых нарушениях на 15 миллиардов рублей.
Построенные наспех объекты сейчас передаются на баланс краевого бюджета. Это значит, что восстанавливать и содержать их в надлежащем состоянии регион будет за свой счет, то есть за счет местных налогоплательщиков. Независимые эксперты говорят: все строительные неудачи и аварии — не что иное, как проявление тотальной коррупции.
"Она тормозит экономическое развитие, она снижает общественную безопасность, — отмечает профессор Дальневосточного федерального университета, директор Владивостокского центра по изучения организованной преступности Виталий Номоконов. — Если при выделении средств не все они уходят куда нужно, средств не хватает, и строители вынуждены менять продукцию на другую, может быть, более дешевую".
Результаты недавней проверки комиссии Счетной палаты сейчас тщательно анализируют в следственном департаменте Министерства внутренних дел России в Москве. Первые итоги уже известны: на днях задержан ряд должностных лиц Минрегионразвития. И не исключено, что этот список будет расширен.