Об антикоррупционных усилиях правительства в интервью "Вестям в субботу" рассказал заместитель председателя Госдумы РФ, руководитель фракции "Единая Россия" в Госдуме Владимир Васильев.
- Новый закон о контроле не только за доходами, но и за расходами чиновников напоминает эффективные кампании по борьбе с коррупцией, которые были в других странах. Как это будет работать в России?
- Это своевременный закон, который внесен президентом. Он позволит нам контролировать расходы чиновников, сопоставляя их с теми декларациями, которые уже составляются не один год. Причем разрыв между задекларированными доходами и расходами, если он будет обнаружен, является основанием для того, чтобы чиновник обосновал. Если он не обосновывает, тогда прокурор обращается в суд. Достаточно упрощенный порядок, не надо расследований проводить.
- Кто входит? Только сам чиновник или жена, дети?
- Пока у нас такой порядок: чиновник, супруги и несовершеннолетние дети. Плюс следующие виды сделок: земля, недвижимость, ценные бумаги. Пока это ограничено. Дальше будем двигаться, практика нарабатывается. Но воровство после этого становится наказуемым, что очень важно. А сейчас часто бывает так, что те, кто неразборчивый в средствах, нарушают закон, живут явно выше тех средств, которые зарабатывают.
- Не стесняясь это показывать.
- Они демонстрируют это, не стесняются этого, более того, дискредитируют порядочных людей, которые чувствуют себя ущемленными. И мы эту ситуацию будем менять. Каждый гражданин может сообщить о том, кто живет не по средствам. Будут создаваться специальные комиссии, которые рассмотрят эти вопросы.
- На самих депутатов распространяется это или нет?
- Уже распространяется. И мы чуть дальше даже идем. Законодатели должны идти впереди и предъявлять к себе повышенные требования. Смысл состоит в том, что корыстолюбивые люди, склонные к коррупции, не должны идти ни в парламентскую деятельности, ни в чиновничество на высоком уровне. Тогда будет меньше воровства.
- В Думе прозвучала много раз мысль о том, что будет подготовлен симметричный или асимметричный ответ на американскую инициативу по поводу списка Магнитского. Что вы задумали?
- Есть идея списка, когда американцы нарушали все мыслимые и немыслимые права граждан, причем не на своей территории. Там есть целый список лиц, которые этим занимались. Там очевидные факты, которые видел весь мир, факты открытого насилия, издевательства над заключенными — полное беззаконие. Но здесь есть другая составляющая. Беда в том, что, отменяя поправку Джексона-Вэника, которая мешала развитию наших отношений, противники того, чтобы Россия и США вышли на новый уровень сотрудничества, к которому так долго шли, стараются, связав две эти поправки, опять обозначить через этот список антироссийское отношение. И Россия не может не реагировать на это, потому что это вмешательство в наши дела.
- Американцы заняли удивительную парадоксальную юридическую позицию. У нас есть 60 человек, которых мы не пустим в США, но мы вам их не назовем — это высшая тайна. Российский список будет включать какие-то имена?
- Думаю, этот вопрос рассматривается. Работает согласительная комиссия. Но вопрос в том, что и сегодня Соединенные Штаты не пускают наших граждан по своему усмотрению. У них есть эта возможность, и они даже не объясняют, по какой причине, — просто не дают визу. Я думаю, с этим многие наши граждане сталкивались. Так что это очевидно политизированная акция. Она ничего никому не дает, кроме напряжения отношений. Я убежден, что американский бизнес глубоко несчастлив от этого, как и наш, который хотел бы в интересах наших народов в условиях кризиса рвануть вперед, но его держат за руки.
- Дискуссия, которая была на Совете по правам человека вокруг возможных поправок в закон об НПО, еще должна набрать обороты, но появилось сообщение о том, что единоросс, депутат Госдумы Евгений Федоров все-таки вносит свой вариант закона о средствах массовой информации и иностранных агентах. Это общая позиция фракции "Единая Россия"?
- Мы ценим разные мнения, но это не позиция фракции. И мы с коллегой уже на эту тему разговаривали. Понятно, что это его личная инициатива. Мы уважаем позицию конкретных наших депутатов, но, я надеюсь, дальше будет работать с определенной степенью ответственности за эту инициативу, потому что это занимает время, это не всегда бывает продуктивно. Обсуждение покажет, что есть что на самом деле.
- Вы только вступили в должность главы фракции. Есть один вопрос на стыке ваших прежних и нынешних интересов. В Думе ждут обсуждения закона о болельщиках. Если вспомнить европейский опыт, то, например, когда англичане столкнулись с этой жуткой проблемой футбольного хулиганства, у них одна из мер включает запрет на выезд из страны. Какие нормы в законе о болельщиках могут появиться после всех тех ужасов, которые мы пережили в преддверии чемпионата мира по футболу, который будет в России в 2018?
- Эти ужасы начались не вчера. То, что сегодня есть законопроект, — это хорошее лекарство от этих ужасов. Вы правильно провели аналогию с англичанами. У них было похуже, и они навели порядок. И мы, кстати, учимся на этом, так что я убежден, что этот законопроект будет очень полезен. Почему? Потому что его активно вносит премьер. Плюс используется самый современный зарубежный опыт, который дал результаты. Привлечены наши болельщики, что очень интересно. В зарубежном опыте есть настолько жесткие меры, которые наши разработчики не готовы даже нам пока представить. Это один момент. Второй: наши болельщики — за самые жесткие меры, что радует. Сейчас идет обсуждение — и очень хорошо — что это стало традицией. Прекрасно, что такие значимые, касающиеся огромного количества людей законы обсуждаются широко. И вам спасибо, что вы эту тему подняли. В Интернете есть возможность это обсудить. Все это будет, безусловно, взвешиваться, и мы примем такой закон, который не будет шокировать, который будет связывать хулиганов и создавать условия для того, чтобы на трибуны ходили, как раньше, дети, родители, семьи, чтобы это действительно был праздник спорта.
- Тогда одна частность. Вам как бывшему генерал-полковнику милиции... Я читал интервью нескольких руководителей МВД, которые говорят о том, что не вполне правильно, что в России за безопасность на стадионах отвечает полиция. В европейских странах, как правило, полицейских человек двадцать стоит во время матча, но обычно это — прерогатива службы безопасности стадиона. Дискуссии актуальны после проноса взрывпакетов, шашек на последний, печально знаменитый теперь матч в Химках с участием "Зенита". Кто должен отвечать за безопасность во время игр — полиция или служба безопасности?
- В законопроекте, насколько я знаю, есть понятие "контролер", которого раньше не было и который будет иметь право осматривать. Мы, например, уже привыкли к этому, и большая часть с благодарностью понимает, что труд контролера, допустим, в аэропорту, который отсекает всякого рода опасные предметы и неадекватных людей, очень важен.