Тема:

Конец света 11 лет назад

Как готовились к концу света

По опросам ВЦИОМ, каждый десятый россиянин поверил календарю майа и ожидал на этой неделе конца света. А некоторые предпочли пережить конец света и выжить не где-то, а в бункере Сталина.

На уходящей неделе некоторые предпочли пережить конец света и выжить не где-то, а в бункере Сталина.

До и после полуночи в таганских переулочках не припарковаться. Бункер 42 — посетителям предоставлен (как говорится в официальном сообщении) единственный шанс выжить. За 15 тысяч рублей.

Спасаться, правда, приглашают налегке: вход со своим спиртным и продуктами запрещен: все вам продадут на минус 18-м этаже. Строилось все это в 50-х как командный пункт дальней авиации — в условиях угрозы ядерного удара со стороны США. Если бы происходящее здесь увидел какой-нибудь проектировщик Спецстроя, возможно, это и был бы его персональный апокалипсис.

"Не лезьте вы в эти бункеры. Это теряет смысл, изменится сама природа, изменится география, материки поменяются, климат поменяется. Миллионы людей станут кормом для рыб — это реально", — убежден житель села Никольское Виталий Недогон.

В заочную полемику со строителями любых укрытий вступил ветеран ожидания конца света — бывший пензенский пещерный сиделец с говорящей фамилией — Недогон.

В ожидании светопреставления в его пещере люди даже умирали, а от спасателей и милиции он чуть ли не отстреливался в попытках организовать на окраине села Никольское новую, видимо, Пензенско-Печерскую лавру. Затворники со временем все-таки вышли, но до сих пор их предводитель уверен, что знает точную дату апокалипсиса, хотя, как известно, в Евангелии есть строчки: О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. И, видимо, Недогон.

"Мне известна точная дата начала глобальных катаклизмов, но я ее говорить не буду", — житель села Никольское Виталий Недогон.

Экскурсия по таганскому бункеру все глубже уходит в подземелье. От группы отстать при этом проще простого: обилие лабиринтов поражает. Площадь объекта – семь тысяч квадратных метров, и явно есть потенциал развития. Вдруг после каморки караула начинается настоящий сталинский ампир – значит, впереди апартаменты командующего. И вот он собственно сам зал. Сердце ядерных сил. Бывшее и остывшее.

"Все было рассчитано на то, что ядерная война продлится примерно месяц. Можно растянуть ресурсы, которые в бункере были, до трех. Есть еще возможность через метро, здесь есть выходы: подвезти новые продукты", — говорит экскурсовод Алексей Александров.

Хотите частный бункер — пожалуйста. Кто клиенты — военная тайна. Ведь даже соседям, как правило, не говорят о том, что домик с секретом. Принцип "каждый сам за себя" никто не отменял.

"Должен знать только тот круг лиц, который в него, так скажем, должен войти. Поэтому у нас очень распространена такая услуга, как биометрический контроль доступа. То есть пока ты не прислонил палец, там сетчатка глаза, неважно, ты туда не войдешь", — рассказывает главный инженер фирмы по строительству бункеров Алексей Бубнов.

Офис — весь в гирляндах. Значит, хотя бы здесь на Новый год рассчитывают точно. Наша съемочная группа, все-таки отклонившаяся от маршрута, забрела непосредственно в помещение бывшего командного пункта. Здесь не просто можно было переждать конец света — отсюда его вполне можно организовать. Вот она, кнопка. При том, что все это давно антиквариат, заставить себя нажать на кнопку все равно невозможно.

Постапокалиптические, заросшие, покинутые людьми города. Выживет тут сильнейший, вооруженный и не одиночка. Целые сообщества уже готовы именно к такому развитию событий.

"Первое, что надо сделать человеку нормальному — это постараться переждать пиковую фазу катастрофы. Возможно, в убежище, возможно, дома, если нет ударной волны, а потом как можно быстрее покинуть город, потому что это самое плохое место для выживания. Первое — это наступает анархия, то есть власть не в состоянии проконтролировать все районы Москвы. Это большой город, и тут же моментально начинают образовываться разные группы людей, которые начинают захватывать ресурсы", — рассказывает выживальщик Данила.

В целом ряде регионов захватывать уже нечего: соль, спички, свечи — все скуплено. Даже интервью — и то в темноте. Видимо, на всякий случай. Часть экскурсантов из таганского бункера все-таки засобирались домой. Хватит. Пора же, наконец, узнать, что там, наверху.