На Кипре открылись банки. Чтобы описать, как Евросоюз вдруг поступил с этой ничего не нарушавшей страной, обычных слов не хватает. Многое объясняют тексты русского философа Александра Зиновьева, к концу жизни вернувшегося из Германии в Россию. В его антиутопии, написанной якобы из будущего мира, где победили западные ценности, есть такие строки: "Современная цивилизация зародилась не в огне мировых войн ХХ столетия, а в оледенении холодной войны 1946-1986 годов, основными видами оружия в которой были коварство, подлость, клевета, подкуп, разврат, предательство и прочие мерзости. В нашей победе в той войне не было ни крупицы благородства, героизма, жертвенности, идейной одержимости. И это наложило печать на всю нашу историю".
Что стало с островом после всего, что сделали с ним "победители"?
Единственный остров между тремя континентами — Кипр — стал полем глобального эксперимента. Не работающие две недели банки, экспроприация частных вкладов, ограниченное движение евро — такое происходит впервые в истории.
Рыбная лавка в курортной Ларнаке. Товар, как местный так и привозной — с Мальты, из Египта и Сенегала. Работа только по предоплате. Последние две недели поставки заморожены, торговля встала.
"У людей не было денег, никто не приходил в магазин за рыбой, — говорит владелец лавки. — У покупателей были проблемы с наличными, а карты нам принимать запретили".
В одной из крупнейших адвокатских контор в Лимассоле обрывают телефоны — клиенты пытаются вывести средства. Но их нигде не принимают. Банки Прибалтики, Мальты, Словении и Люксембурга отказываются открывать счета, ведь Еврогруппа намекнула: кто примет русские деньги, повторит судьбу Кипра. Русских вкладов на Кипре около 20 миллиардов евро, из них потери составят порядка трех.
Впрочем, деньги не только русские. Бизнес Кириякоса Константину — на грани закрытия. Как у большинства киприотов, его деньги лежали в Laiki Bank. Он первым решил судиться с собственным правительством.
"Это прямое нарушение прав человека. У нас украли нашу собственность. Нас наказали только за то, что мы доверили деньги банку", — возмущен бизнесмен.
Основной удар принимают на себя два банка, в которых лежит 70% всех кипрских вкладов. Народный банк Laiki будет ликвидирован. Его разделят на плохой и хороший. Безнадежные активы спишут, остальные отдадут товарищу по несчастью — Bank of Сyprus. В нем депозиты свыше 100 тысяч евро подвергнут "стрижке". Потери вкладчиков составят до 60%.
"Впервые приравнивается акционер с вкладчиком. Такого никогда было. Акционер принимает непосредственное участие в управлении банком, потому что он в собрании акционеров может избирать совет директоров, а вкладчик — это клиент. Он получает обслуживание и за это платит", — отметил управляющий партнер компании Andreas Sofocleous Андреас Софоклеус.
Депозиты меньше 100 тысяч в Евросоюзе застрахованы, но ущерб по ним почему-то несет не государство, а те, у кого больше 100 тысяч на счету.
"Они начали понимать, какую мину поставили на банк в системе всего мира", — сказал Андреас Софоклеус.
Тысячи людей — перед президентским дворцом в Никосии. Они скандируют: "Тройка, убирайся!" и публично сжигают флаги ЕС, ведь именно Брюссель заставил Кипр купить греческие облигации, обвалившие островную экономику.
"Мы за то, чтобы у всех европейцев были равные права. Вы хотите, чтобы Кипр вышел из Евросоюза? Это дорога в никуда!", — говорят митингующие.
В ночь перед открытием банков на остров по морю привезли контейнеры с евро. Больше всего боялись паники. Но вместо паники — отчаяние. Многие потеряли то, что копили всю жизнь.
"Раньше я жила на севере острова. Сначала все мое имущество отобрали турки, и я переехала сюда. Теперь то же самое делают банки", — вздыхает одна из вкладчиков Laiki Bank.
Русская киприотка Вера помнит разруху после турецкого вторжения. Но сейчас страшнее. Все деньги аптеки — Laiki Bank, ей нечем платить поставщикам.
"Впервые за всю историю приняли такие жесточайшие меры к киприотам. За что и почему?! Люди трудились, копили и за одну ночь все потеряли", — говорит Вера Киприаду, владелица аптеки.
"Российская Федерация и многие постсоветские страны проходили и через войны, и через кризис, и через дефолт 1998 года. Для Кипра это что-то новое. Это прецедент, первый пример. Дальше будут Греция, Испания и другие страны", — уверен юрист Ираклий Бухиашвили.
На Кипре введен контроль за движением капитала — нарушен один из базовых принципов единого рынка ЕС. Экономика уже потеряла миллиард и лишится еще минимум 20% своего ВВП.