Россия направила нескольким странам запросы о содействии в расследовании дела инвестора Уильяма Браудера, которого подозревают в причастности к хищению акций "Газпрома". Москву интересует движение финансов его компаний через банки Швейцарии и Кипра. Следователи не исключают, что он связан и с другими громкими делами.
Заявления МВД о махинациях главы фонда Hermitage Capital с акциями "Газпрома" сегодня — одна из наиболее обсуждаемых тем среди политиков. Оценка действий Уильяма Браудера лаконична. "Это мошенники международного масштаба", — уверен председатель комиссии Госдумы РФ по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, депутат от фракции ''Единая Россия" Николай Ковалев.
"Надо просто методично разобраться в этой схеме, чтобы больше такого не повторялось", — проявляет большую осторожность в выражениях его коллега-коммунист Борис Кашин.
В самом Hermitage Capital отказались отвечать на наши вопросы. Однако в одном из своих недавних интервью телеканалу "Дождь" Браудер называл свои действия в России чуть ли не гуманистической миссией. "Когда я приехал в Россию в первый раз, в 1996 году, она была в ужасном состоянии хаоса и анархии. Тогда я выяснил, что цены акций российских компаний оценивались близко к нулю. Это происходило именно из-за хаоса. И я подумал, что если мы сможем улучшить ситуацию в России, если в ней будет стабильность, то цены повысятся", — вспоминал Уильям Браудер.
Это якобы спасение происходило, по данным МВД, с помощью банальной, но чрезвычайно циничной схемы. В подставные фирмы для незаконной скупки акций "Газпрома" Браудер в качестве финансовых консультантов устроил инвалидов, многих — с умственными отклонениями. Все это было сделано только для того, чтобы получить налоговые льготы и заплатить как можно меньше денег в российский бюджет. Инвалидам доставались копейки от гигантского оборота.
Именно Уильям Браудер стал инициатором принятия в США так называемого "Списка Магнитского" после смерти в Бутырской тюрьме юриста фонда, подозреваемого в налоговых преступлениях. "Совершенно очевидно, что Браудеру смерть Магнитского оказалась больше всего на руку. Безусловно, он как мошенник и в этом смысле проявил свой мошеннический талант, поскольку смог историю с Магнитским и свои личные преступления поднять на уровень глобальной политики", — не сомневается заместитель председателя комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции Андрей Луговой, депутат от фракции ЛДПР.
"Надо напомнить, кстати, что смерть Магнитского случилась сразу после того, как стараниями господина Браудера Магнитский был лишен адвокатской защиты в ходе разбирательства его дела в суде", — отмечает заместитель председателя комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции, депутат от фракции ''Единая Россия'' Александр Хинштейн.
Депутат Хинштейн считает также, что Браудер должен быть допрошен и по другому делу, связанному с исчезновением четырех миллиардов долларов, выделенных МВФ для России накануне дефолта 1998 года, передает "Интрефакс".
"Судьба этих денег напрямую связана с действиями господина Браудера и его бывшего компаньона, впоследствии погибшего при трагических обстоятельствах банкира ливанского происхождения господина Сафры", — предполагает Хинштейн. В общем, вопросов к Браудеру может быть много, и МВД собирается сделать все, чтобы задать их Браудеру в кратчайшие сроки.