Тема:

Дело экс-мэра Махачкалы 6 лет назад

Рамазан Абдулатипов: Дагестан должен сам зарабатывать

Временно исполняющий обязанности главы Дагестана Рамазан Абдулатипов в интервью "Вестям в субботу" рассказал об аресте мэра Махачкалы и его последствиях для республики, а также о предстоящих реформах в Дагестане.

Первые выводы из истории с задержанием мэра Махачкалы Саида Амирова, которому официально предъявлено обвинение в убийстве сотрудника Следственного комитета. Уже выбрана мера пресечения — двухмесячный арест. Если Саида Амирова все-таки признают виновным, ему грозит пожизненное лишение свободы. Как он, обладатель титула "лучшего мэры страны", вдруг стал фигурантом дела о заказном убийстве? Или не вдруг?

Саид Амиров родился в 1954-м в семье крестьянина-даргинца. Еще в юности пошел на заготовки шерсти и дослужился до председателя правления Дагпотребсоюза. И вот там-то у него одно за другим начали сгорать хранилища с товарами на сотни тысяч рублей. Однако из-за скорого крушения советской власти скандальная статья в официальной тогда газете "Советская Россия" потом забылась.

С 1991 года он — во власти: зампред республиканского правительства. Вскоре — первое покушение. Потом, пересев в инвалидное кресло, Амиров получил грубоватое прозвище Рузвельт, которое, впрочем, полностью звучало как Кровавый Рузвельт.

Всего покушений на него было пятнадцать. Столько же лет он был мэром Махачкалы. Еще совсем недавно в стенах Госдумы его назвали "лучшим мэром страны". Росстрой признал Махачкалу "самым благоустроенным городом страны", пусть даже видеокадры, наверное, самого благоустроенного квартала на берегу Каспия, где жил сам Амиров, во всеобщем доступе появились в федеральном эфире только теперь.

Естественно, масса вопросов по этому поводу возникает к политической культуре не только Махачкалы и Дагестана, но и всей России. Впрочем, федеральный центр на часть сложных вопросов ответил — отправкой на арест Аминова бронетехники и вертолетов. При этом не будем забывать, что и в Дагестане — канун избрания нового главы, особо ответственный период.

Временно исполняющий обязанности главы Дагестана Рамазан Абдулатипов в интервью "Вестям в субботу" рассказал о жизненно важных реформах, которые предстоят республике.

- Рамазан Гаджимурадович, скажите, почему потребовалась такая силовая войсковая операция для задержания мэра Махачкалы? Поспокойнее это сделать было нельзя?

- Я этой операцией не занимался. Надо спросить у правоохранительных органов. По-моему, все было очень спокойно и достойно.

- Но масштаб операции говорит о том, что она была необычная. Вы были в курсе того, что она готовится?

- Нет. Я был на Кубке России в Грозном.

- Как понимать то, что недавно мэру Махачкалы присвоили звание "лучшего мэра России", а сейчас, когда начинают предъявлять обвинения, всплывают какие-то жуткие истории? Какая все-таки репутация была у этого человека в ваших глазах?

- Этот вопрос задайте тем, кто присваивал это звание и годами награждал разных людей в Дагестане, в том числе бандитов и воров, разными наградами.

- То есть можно говорить о том, что Амиров был связан и с оргпреступностью, и с боевиками?

- Я не знаю. Я не занимаюсь этой деятельностью. Я занимаюсь политическим управлением.

- Каковы будут последствия для политической системы республики после задержания мэра?

- Политическая система республики стабильна, и особых политических осложнений это не вызвало. Преобладающее большинство населения поддерживает процесс обновления и очищения Дагестана.

- Группа родственников задержанного мэра, его сторонников готовит разные обращения. Как вы к этому относитесь? Является ли это частью политического или, скорее, кланового процесса?

- Родственники должны быть вместе со своим родственником. Соратники тоже должны быть вместе. Ничего такого в этом нет. Это закономерный процесс. Дагестанцы считают, что надо дать четкую правовую оценку всему тому, что происходило в республике за последние двадцать лет.

- Что вас в наибольшей степени смущало в деятельности задержанного мэра? О чем вам приходилось слышать? Что заставляет вас поддерживать проведенную операцию?

- Я с ним работал нормально. Я его не боялся. Он меня не пугал, поэтому я и не смеюсь, и не плачу. Я делаю свое дело.

- Есть ваши недоброжелатели, которые полагают, что это задержание повлияет на предстоящую предвыборную кампанию, ведь совсем скоро предстоит избрание главы Дагестана.

- Я совершенно не озабочен этими выборами. Я озабочен разработкой перспективных направлений развития Дагестана, потому что Дагестан последние 20 лет кормили, но не лечили. И разрослись злокачественные клетки. Дагестан кормили, но не развивали. Фактически невозможно найти ни одной точки, которая была бы точкой роста. Поэтому важно проводить полный аудит и искать перспективы развития республики. Возможности для этого есть. Это богатейшая республика. Позор, что мы находимся по основным показателям социально-экономического развития на последних местах в РФ. Мы живем в прекрасном регионе — позор кормиться с рук, как я обычно говорю, рязанского мужика. Надо самим зарабатывать, самим работать и самим потреблять и помогать стране.

- Можно ни разу не посещать Дагестан — даже по картинкам имения задержанного мэра Махачкалы видно, что это — благословенное место: берег моря, благословенный Каспий — одно из самых замечательных морей на свете. Когда смотришь на него, сразу приходит в голову мысль о развитии туризма. Возможно, очень преждевременная, но если конкретизировать ваше доброе пожелание в отношении развития республики, это то, что можно в первую очередь развить.

- В первую очередь надо обеспечить безопасность граждан. Второе: надо проводить новую индустриализацию. На днях я был в Буйнакске и спрашивал руководителя города, сколько процентов населения в промышленности? Он мне ответил: "1,28%". Я ему говорю: "Знаете, в начале Октябрьской революции было занято 4,27%". То есть прошло 100 лет, а мы сделали шаг назад в развитии промышленности. Такой уровень не может никого удовлетворить. Надо развиваться. За несколько лет до своей смерти Расул Гамзатов сказал: "Дагестан, ты чрезвычайно отстаешь". Эта отсталость, Средневековье влияет на многие сферы. Многие люди уехали за эти годы из республики, поэтому надо обустраивать экономику и занимать достойное место в РФ.

- Когда все мы следили за новостями, поступающими из республики, иной раз было непонятно, является то или иное событие звеньями одной цепи. Например, арест родственника задержанного мэра Махачкалы, который был заместителем мэра Каспийска. Понятно, что это — звенья одной цепи. Но потом последовала перемена в руководстве Центробанка России по республике Дагестан. Это тоже часть того же самого процесса?

- По большому счету за какую сферу ни взяться, обнаружатся глубокие кризисные процессы, поэтому по всем параметрам нужно обновление, очищение. Без этого, без возвращения веры людей в государство и власть ничего не будет. Самое главное — за эти три месяца удалось сделать то, что преобладающее большинство населения Дагестана верит в республиканские власти. Для нас самое важное — соответствовать ожиданиям людей. В этом плане нам помогает и президент страны, и премьер-министр. И мы надеемся в кратчайшие сроки вывести Дагестан из кризисного состояния.