Президент США решил нанести удар по Сирии. Обама направил в Конгресс письмо, в котором говорится о необходимости вмешаться в сирийский конфликт, и проект специальной резолюции со ссылкой на Закон о военных полномочиях. Он дает президенту право посылать войска за рубеж. Юридически одобрение обеих палат не обязательно, но желательно. Обаме для вмешательства в Сирию нужна легитимность, хотя бы в самой Америке. Конгрессмены сразу заявили: раньше 9 сентября ничего рассматривать не будут, у них каникулы.
Одна из четырех дверей Овального кабинета ведет прямо в Розовый сад Белого дома, где ждали заявления. Обама вышел с получасовым опозданием. Видимо, сомневался до последнего. "Я решил, что Соединенные Штаты должны нанести военный удар по объектам сирийского режима", — заявил американский президент.
Все вздрогнули, но за этим последовали уточнения. "Глава Объединенного комитета начальников штабов сообщил, что мы готовы ударить, когда сочтем нужным, — пояснил Обама. — Мы можем сделать это завтра, на следующей неделе или через месяц".
Еще через минуту выяснилось, что и решение не окончательное. "Я давно убедился, что наша мощь коренится не только в наших военных возможностях, но и в модели — власти народа и для народа. И вот мое второе решение: на применение военной силы я буду просить одобрения со стороны представителей народа в Конгрессе", — заявил политик.
Глас народа в момент произнесения речи доносился с другой стороны Белого дома. Там как раз собрался антивоенный митинг. "Я год провоевал в Ираке, я был на двух десятках похорон. Я против войны, — говорит сержант Джо Стрингер. — У нас нет причин воевать с Сирией. Если у нашего правительства есть деньги на бомбы и ракеты, почему у них нет денег помочь бездомным ветеранам?"
По данным опросов, только 25 процентов американцев поддерживают нападение на Сирию. Акции протеста прошли в Чикаго, Лос-Анджелесе, Индианаполисе, Бостоне и других американских городах.
"Доказательства химатаки в том виде, в каком они представлены, ничем не лучше тех, что нам демонстрировали перед вторжением в Ирак. Почему президент заставляет нас верить людям из разведки, которые давно заврались?" — негодует бывший сотрудник ЦРУ Рэй Макговерн.
Коалиция с Лондоном и НАТО развалилась, теперь президент США пытается консолидировать национальные элиты. Целый день он проводит совещания с лидерами Конгресса. Но республиканцы уже припомнили Обаме его же воинственные заявления.
"Президент хочет нанести своего рода косметический удар, запустить несколько ракет и сказать: "ну, мы ответили". И это тот же президент, который говорил, что если Асад использует химическое оружие, то он пересечет "красную линию". Не знаю, может, эту линию Обама прочертил исчезающими чернилами", — возмущается сенатор Маккейн.
Похоже, сначала повоевать придется на Капитолийском холме. Самый ценный ресурс сейчас время — даже ради Сирии Конгресс не вернется с каникул до 9 сентября. А 5-6-го состоится саммит Большой двадцатки в Санкт-Петербурге, где лидеры, конечно, будут обсуждать эту тему, и где Обама, возможно, сможет прочувствовать свое безраздельное политическое одиночество в сирийском вопросе.