Иванов: ракеты с зарином в Сирии были кустарные

У российско-американского соглашения по сирийскому химоружию хватает противников, особенно среди тех, кто винит во всем Асада и цепляется за любой предлог нанести-таки по нему удар. Например, за кириллицу на обломке сирийской ракеты с химическим зарядом. Действительно: как это понимать?

У российско-американского соглашения по сирийскому химоружию безусловно хватает противников, особенно, конечно, среди тех, кто винит во всем Асада и цепляется за любой предлог нанести-таки по нему удар. Классический пример — то, как они уцепились за кириллицу, русские буквы на обломке сирийской ракеты с химическим зарядом, обнаруженной инспекторами ООН. Действительно: как это понимать? От теории к практике — в разговоре с Сергеем Ивановым: руководителем администрации президента России, который много лет служил в разведке.

- Сергей Борисович, можно ли считать прорыв, который достигнут между Россией и Америкой в Женеве по вопросу о Сирии, входом в новую геополитическую реальность, как вы считаете?

- Я бы ответил так: отчасти. Что я имею в виду? Если наша инициатива, согласованная с Соединенными Штатами, по уничтожению химического оружия в Сирии увенчается успехом, уже будет большой самодостаточный результат. Еще одна страна лишится оружия массового уничтожения и присоединится к международной конвенции по его ликвидации. Это само по себе огромный плюс.

- И тогда можно вводить новые силы в прорыв образовавшийся, расширять повестку российско-американских отношений?

- Это одно. Второе, раскрою небольшую тайну, поскольку все равно это утечет, прекрасно это понимаю. Мне сегодня эксперты задали вопрос, означает ли это, если химическое оружие в Сирии будет уничтожено, вопросов ни у кого не останется, все будут уверены, что в Сирии ни одного грамма химических веществ, зарина и прочих не осталось. Означает ли это, что по Сирии не будет нанесен удар? Я честно ответил — нет, не означает. Найдут какой-нибудь другой предлог, я этого не могу исключать. Поживем-увидим, но то, что я сказал, во-первых, уже положительно само по себе. А во-вторых, конечно, надо следовать норме международного права, удар по Сирии может быть теоретически нанесен только по консолидированному решению Совета безопасности.

- Сергей Борисович, расстреляйте меня, если я сейчас нарушу правила клуба "Валдай". Но я был в зале и слышал, как вы обратились к теме того, что на данный момент говорить о том, кто все-таки точно применил химическое оружие, нельзя. Была ли это оппозиция, была ли это власть? Понятно, что в Москве в больше степени полагают, что это была провокация со стороны оппозиции. И тем не менее, что может означать таинственная маркировка на кириллице, на обнаруженных осколках?

- Действительно, раз вы все слышали, мне как-то даже неловко повторять. Действительно, найдена маркировка кириллицей советской, подчеркиваю, советской ракеты класса "земля-земля", которая производилась с 1950 по 1960 год и затем была снята с производства. Вы, наверное, догадываетесь, что в те времена, да и после этого, советское оружие поставлялось во многие десятки государств мира. Кроме того, хочу отметить, нелицензионное советское оружие поставлялось нашими бывшими партнерами или друзьями по разуму из Восточно-европейских стран, из Польши, Болгарии в нелицензионном виде. Поэтому мы даже не знаем, что там поставлялось. Но, оружие поставлялось. Эти на складах находящиеся, старые совершенно устаревшие ракеты могли находиться, где угодно. Я предположу, что они могли находиться в том числе и в Ливии. Со складов которой, в ходе так называемой демократической революции, были расхищены. Неизвестно, где они находятся, то есть известно: по всему миру.

- Но попали точно не сирийской армии в таком случае.

- Это точно, не сирийской армии. Там переносные зенитно-ракетные комплексы ушли в южном направлении, в частности, в Мали. Там ситуация была интересная. Пока в Ливии шли бои, это были борцы за свободу, а через два дня, когда они перешли в Мали, то они стали срочно террористами, и с ними понадобилось воевать. Это вопрос о логике. Так вот, эти ракеты неизвестно как оказались в Сирии. Я не говорю, что именно в сирийской армии. Но один факт, абсолютно точно, стопроцентно известен: Советский Союз никогда боеголовки с зарином в Сирию не поставлял. Равно, как и в любые другие страны, потому что это было бы грубейшим нарушением наших обязательств по международным соглашениям и конвенциям. Да даже в годы холодной войны, когда соглашения не было, все равно было бы на грани фола. Такого не могло быть, потому что не могло быть.

-Такого не могло быть.

- И даже в советское время мы были членами организации по запрещению химоружия. Поэтому, я и предположил, что к старой ракете приделать боеголовку вполне логичный или возможный сценарий. И последнее, наряду вот с этим осколком, с надписью на кириллице на ракетоносителе были обнаружены большие цилиндры, такие емкости, в которых тоже остались следы зарина. Так вот, эти емкости стопроцентно были сделаны кустарно, потому, что ни одной армии мира такие емкости не применялись.

- Спасибо.