Террорист Али Тазиев по кличке Магас остаток жизни проведет в тюрьме. В Ростове-на-Дону вынесен приговор одному из главарей террористического подполья. Ближайший подручный Доку Умарова признан виновным в двух десятках тяжких преступлений. Самый резонансный теракт — покушение на Юнус-бека Евкурова. В июне 2013 года глава Ингушетии лично выступал в суде и убеждал Тазиева покаяться. В ходе следствия много времени с Магасом провел и сотрудник ФСБ, имя которого не разглашается.
После задержания он сотрудничал со следствием, но для правосудия это не стало поводом к тому, чтобы наказание смягчить. Али Тазиев приговорен к высшей мере — пожизненному заключению. Вердикт суда слушал спокойно, перебирая четки.
"Назначить ему наказание в виде пожизненного лишения свободы", — зачитывает судья.
Али Тазиев в ходе процесса отрицал большую часть обвинений и говорил, что никому не причинил зла. Перед потерпевшими он извиняться отказался. А в тексте приговора есть его показания о том, что в ряды боевиков попал случайно, по принуждению.
Хотя кадры видеозаписи говорят об обратном. Али Тазиев, позывной Магас, на фотографиях улыбается, позируя или что-то обсуждая с такими же участниками незаконных вооруженных формирований. Человек из ближнего окружения Доку Умарова, быстро дослужившийся в иерархии экстремистской организации "Имарат Кавказ" до звания военного амира – что-то вроде министра обороны.
"Многие боевики, которые были задержаны, рассказывали про Магаса еще до его задержания. Они сходились во мнении, что это был действительно очень сильный характером, волевой такой товарищ, который одним взглядом прожигал. Они не смели ему перечить", — отмечает оперативный сотрудник ФСБ России.
Дмитрий во время следствия неоднократно общался с Магасом. Рассказывает, что обвиняемый лично инструктировал многих исполнителей терактов.
Возможно, именно его слова избавили от последних сомнений смертников, подорвавших кортеж главы Ингушетии Евкурова и машину у здания назрановского РОВД во время утреннего развода. Тогда погибли 21, а ранены были почти 300 человек.
"Он обеспечивал финансирование бандподполья достаточно серьезно. И организовал деятельность террористических мелких групп, мы их называли расстрельные группы. Тактика их была достаточно необычна на тот момент. Днем это были обычные мирные жители, которые ходили на работу, у которых были свои семьи. Вечером они собирались, садились в машину, брали оружие. Подъезжали к посту, где стоял милиционер, которого они видели днем. Несколько автоматных очередей и они опять разъезжались по домам до следующей сходки", — говорит о тактике боевиков оперативник ФСБ России.
Уникальной назвал оперативный сотрудник ФСБ операцию по задержанию Магаса. В ней был использован практически весь арсенал специальных технических средств. Это позволило не только понять, где находится преступник, но и взять его живым. Магас даже не успел воспользоваться пистолетом, который у него был.
"В ходе работы с Али Тазиевым сотрудникам органов безопасности удалось вскрыть систему финансирования боевиков, выявить пособническую базу бандитов, нейтрализовать либо задержать основных координаторов ингушского бандподполья", — пояснила сотрудник пресс-службы УФСБ России по Ростовской области Инна Дериглазова.
После суда над боевиком Салманом Радуевым это второй в России процесс, когда на скамье подсудимых оказался столь высокий в террористической структуре руководитель. Наказание Магас будет отбывать в колонии особого режима.