Напряжение между США, НАТО и Тегераном нарастает. Обстановка вокруг Ирана изменила ситуацию и внутри страны. Только с начала этого года иранский риал потерял по отношению к доллару примерно 20 %. Но меняется не только экономическая составляющая. Правительство Ирана запрещает смотреть неугодные фильмы, читать книги сомнительного западного содержания.
Глава Пентагона назвал предельную "красную черту", после которой Вашингтон будет готов применить силу против Ирана, – перекрытие Ормузского пролива.
В район уже вошла американская ударная группировка кораблей. Свое присутствие в акватории обозначили и союзники по НАТО. Перекрыть пролив Иран обещает в случае принятия эмбарго на закупку иранской нефти. Европейские страны должны обсудить этот вопрос на встрече в конце января.
Напряжение между США, НАТО и Ираном пока только нарастает. Белый дом привлекает союзников к введению санкций против Тегерана. Тот, в свою очередь, проводит морские учения и показательно испытывает новую тактическую ракету. Мы изучили, что пишут о дальнейших шагах по обе стороны баррикад.
Главный "козырь" западных медиа – Иран пытается разработать ядерное оружие, готов начать процесс по обогащению урана до 20%. Американские аналитики считают, что это может стать первым шагом на пути к получению "военного" урана. Общий тон западных изданий можно охарактеризовать как "самоуверенное давление".
Похожая риторика и у европейских газет. Большинство присоединяются к призывам США приостановить обогащение топлива и сесть за стол переговоров с группой "5+1". Эта "шестерка" международных посредников (Россия, Китай, США, Франция, Великобритания и Германия) совместно с МАГАТЭ добивается от Ирана приостановки работ по обогащению урана.
Впрочем, российские власти, хотя и выражают "сожаление" в связи с "ядерными новостями" из Ирана, настаивают на дипломатическом урегулировании. Против применения силы – и Китай. Китайские журналисты подмечают, что министр финансов США, который приехал с визитом в КНР, не получил от Пекина поддержку.
Иран меж тем уверяет, что обогащение урана носит исключительно исследовательский характер. Для лечения онкозаболеваний. И все обвинения – не больше, чем происки Запада.
О комплексе недалеко от города Кум на севере Ирана стало известно в сентябре 2009 года. Но работа над проектом началась раньше – Тегеран говорит о 2007 годе. Где именно ведется обогащение, не известно.
Но западные журналисты, работающие в Иране, сообщают, что к объекту в районе Форду приковано пристальное внимание атомщиков, политиков и военных. Он находится в подземном бункере, где-то под скалами, хорошо укреплен и охраняется армией.
"Сегодня ситуация похожа на психологическую войну. Обе стороны намеренно демонстрируют высшую степень решимости. Потом будет отступление. Иранская дипломатия, например, испокон веку известна как очень изощренный игрок. Они умеют балансировать на грани", – считает главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов.
Госдепартамент США, судя по высказываниям в прессе, склоняется к варианту экономической блокады. В этом направлении кое-что удалось.
С декабря 2010 года иранский риал потерял по отношению к доллару примерно 40 %. Ну, и после объявления США о новых санкциях в отношении Центробанка Ирана национальная валюта попала под еще большее давление. Минус 20 % – только с начала года. И это несмотря на интервенции в размере 200 миллионов долларов.
Они последовали после максимального провала риала к доллару. Сейчас курс стабилизировали. Вдвое снижен и лимит покупки наличных при выезде за рубеж – до тысячи долларов.
Хотя власти Ирана утверждают, что видимых причин для ослабления нет. И колебания – лишь следствие психологического давления на участников рынка.
Власти Ирана нашли и оригинальный способ борьбы с валютным кризисом. Гражданам теперь вовсе запрещено упоминать ненавистные доллары всуе.
Есть данные о том, что иранские сотовые операторы грешат блокировкой некоторых SMS-сообщений. Особое внимание уделяют переписке, в которой содержатся слова "валюта" и "доллар". Пользователи жалуются, что смс с ними – не доходят до адресата. Так правительство, якобы, пытается остановить дальнейшее обесценивание иранского риала. Власти, правда, отрицают причастность к блокировке SMS.
На неделе Иран вновь заявил и об аресте нескольких подозреваемых в шпионаже в пользу США. Министр по делам разведки заявил, что им предъявлены обвинения в попытке сорвать грядущие парламентские выборы 2 марта. При этом ни имена, ни количество арестованных не известны. За последние месяцы из Ирана приходило несколько таких сообщений. Во всех – упор на то, что задержанные передавали информацию связным через Интернет. В частности, "инструментом шпионажа" назвали систему поиска Google.
Что из себя представляет глобальная паутина в Иране? Вот что нам удалось найти. Из личного опыта коллег, которые были в Бушере: зайти в почту в интернет-кафе не удалось. В стране действуют жесткие нормы работы в онлайне. Запрещено более 5 миллионов сайтов. Осуждается наличие аккаунта в социальных сетях. Хотя сейчас число зарегистрированных пользователей того же "Фейсбука (запрещена в РФ)" (запрещена в РФ) – более 17 миллионов человек. Это почти четверть страны.
Доступ к блокированным адресам, вероятно, получают через прокси-серверы и частные сети. Высокопоставленный иранский аятолла сказал, что все эти люди – грешники.
"Посещение любого сайта, который пропагандирует безнравственность и ослабляет веру, противоречит исламским канонам и запрещается. В Интернете должны быть только религиозные сайты. Всё остальное нужно запретить", – считает аятолла Лотфолла Саафи-Голпайган.
Правительство Ирана запрещает смотреть неугодные фильмы, читать книги сомнительного западного содержания. Борьба с неправильным интернетом вылилась в создание отдела киберполиции. Он следит за тем, какие порталы посещают пользователи. Интернет-кафе в Иране теперь должны записывать все данные посетителей: имя, фамилию, личный регистрационный номер, адрес и даже телефон.
Но и это еще не все. В ближайшее время в стране появится "халяльный Интранет" – внутринациональный аналог всемирной паутины. К изолированной сети сначала подключат ¾ всех домохозяйств и организаций. А в течение двух лет – она распространится по всей стране.