Китай – главный покупатель иранской нефти – и может первым пострадать от конфликта в Ормузском проливе, чего вряд ли будет ждать молча. Сегодня Китай таков, что с его позицией Евросоюз и США обязаны считаться. И на следующей неделе в Пекин по поручению Барака Обамы едет министр финансов США – уговаривать руководство КНР хотя бы не мешать Западу в давлении на Иран.
Официальный Пекин выступает против санкций в отношении Ирана и считает этот путь непродуктивным. Китайский МИД при этом подчёркивает, что устранить разногласия можно только путём переговоров. Очевидно, что при возможном голосовании в Совете Безопасности ООН Китай готов применить своё право вето, чтобы заблокировать резолюции, открывающие путь для введения санкций против Тегерана.
Иран остаётся важным торговым партнёром КНР и одним из главных поставщиков энергоносителей в Китай. В своём заявлении официальный представитель МИД Китая дал понять, что пересматривать эти отношения Пекин не намерен.
"Китай против того, чтобы какая-либо страна в одностороннем порядке вводила санкции в отношении других государств, – заявил официальный представитель министерства иностранных дел Китая Хун Лэй. – Мы, как и многие другие страны, поддерживаем нормальные торгово-экономические связи с Ираном, и они не нарушают резолюцию ООН".
На следующей неделе в Пекине ждут министра финансов США Тимоти Гайтнера, который проведёт переговоры с китайским руководством и ещё раз попытается убедить Пекин в необходимости поддержать санкции против Тегерана. С Гайтнером будут встречаться премьер госсовета КНР Вэнь Цзябао и заместитель председателя КНР Си Цзиньпин – человек, которому в ближайшее время прочат кресло председателя.
Скорее всего, Китай останется при своём мнении. КНР остаётся одним из крупнейших покупателей иранской нефти – на его долю приходится 20% иранского нефтяного экспорта.