Здесь, с высоты портового крана в акватории Невы, в так называемом ковше можно наблюдать два почти достроенных военных корабля — это корвет "Бойкий" и фрегат "Адмирал Горшков", которые, доведенные до своего полного технического соответствия, уже через несколько месяцев отправятся в свое первое боевое дежурство.
Тесные коридоры корвета "Бойкий" — финальный монтаж, настройка систем, километры кабеля прокладываются вручную.
На месте швартовки иностранное судно слишком приблизилось — портовый буксир опекает военные корабли — так близко морских невидимок из иностранцев еще никто не видел. Самые секретные части корвета "Бойкий" надежно зачехлены, но даже невооруженным взглядом видно: судно необычное — формы напоминают космические.
"Достаточно закрытая единица, ничего нет на палубе, все под палубой. То, что мы привыкли видеть — видно же дилетанту сверху, что шпилей не видно, все скрыто на корветах. Пластиковая надстройка позволяет говорить о снижении и тепловых полей, и магнитных полей", — рассказывает генеральный директор завода "Северная верфь" Андрей Фомичев.
Еще пять кораблей в гигантском эллинге судостроительного завода "Северная Верфь". Каждый — новейшая разработка. Вот это судно — военный разведчик, его аналогов нет в мире; рядом еще два новейших фрегата, достраиваются корветы, и здесь на этапе монтажа технологии XXI века — формы, материалы — все применяется впервые.
Впервые за всю историю строительства кораблей такого класса нам было позволено, что называется, руками ощутить, что же такое технология невидимки — так называемый Стелс. За счет специального пластика, поглощающего радиоволны за счет особых, тонко рассчитанных углов наклона бортов, корвет "Стойкий" становится невидимым для радаров.
До 2020 года "Северная верфь" планирует спустить на воду восемь современных фрегатов и 18 корветов — эти принципиально новые корабли для ведения боевых действий в ближней и дальней морской зоне сконструированы так, чтобы в процессе службы их можно бы было модернизировать с минимальными затратами.
"Модернизационный потенциал техники еще закладывается на стадии проектирования, что через определенный промежуток времени его можно вывести в средний ремонт и задать работы по модернизации, и это будет модернизировано. Но хотелось, и мы до промышленности доводим, чтобы не на пять процентов боевые возможности корабля, танка, самолета повышались, а если мы проводим модернизацию, то улучшение характеристик должно идти 15-20-30 процентов, и мы готовы платить за это деньги", — говорит первый заместитель министра обороны РФ Александр Сухоруков.
В учебном центре дальней авиации в Рязани модернизированные бомбардировщики "Ту-22М3". Они только внешне как обычные "Ту-22М", но внутри совершенно новая машина.
"Изменяется внутренняя начинка самолета, улучшая характеристики точностные, которые выполняют полет по маршруту с наибольшей точностью и выполнение бомбометания в копеечку", — говорит лётчик-инструктор самолёта "Ту-22М3" Михаил Попов.
После нескольких недель на тренажере летчики осваивают новую машину в небе. Теперь один только штурман делает в два раза меньше манипуляций с приборами — ему помогает искусственный интеллект обновленного "Ту".
"Самолет выполнил очередной полет, задание выполнено с хорошим качеством. Все, что делается по плану модернизации, оно на данный момент актуально, и надеемся, будет скоро у нас в войсках", — говорит подполковник авиации Сергей Попов.
Новая ракета, для которой модернизировали самолет.
В Подмосковной Электростали мобильный комплекс ПВО выходит на боевое дежурство. Так выглядит зенитно-ракетный комплекс "С-400" — это целая колонна военной спецтехники. Радар — всевидящее око, командный пункт, тягач с четырьмя ракетными установками.
Всего за пять минут "С-400" способен развернуться и атаковать противника, и это при том, что ракета внутри пластикового кожуха рассчитана на то, чтобы сбивать любые воздушные цели и одновременно вести борьбу с 36 объектами.
"Воздушные цели противника уничтожаются на расстоянии нескольких сот километров. Практически все воздушные цели, которые на сегодняшний момент существуют, все попадают в зону действия нашего комплекса", — говорит помощник командира полка по работе с личным составом Владислав Поликарпов.
Командир первого стартового комплекса Денис Двояшев и не мечтал, что попадет служить на "С-400", да и признается, собирался уходить на гражданку, но с этого года служба качественно изменилась.
"Получал 17 тысяч, сейчас — 54 тысячи. Отношение появилось более хорошее к военной службе — хочется служить и совершенствоваться и обучаться военной новой технике", — признается командир первого стартового комплекса "С-400" Денис Двояшев.
А техника в этом дивизионе самая современная — чего стоит один только зенитный комплекс "Панцирь-С1" — машина новейшая и редкая. Этот зенитный ракетно-пушечный комплекс "Панцирь-С1" уникален еще и тем, что для того, чтобы ему вести боевые действия, совершенно не нужно останавливаться — каждая такая машина оборудована своей собственной станцией обнаружения целей. Именно поэтому "Панцирь-С1" может вести боевые действия абсолютно автономно. Эти мобильные установки в самом последнем модернизированном варианте уже поступают на вооружение в российскую армию.