Сегодня Госдума рассматривает во втором чтении законопроект, ужесточающий штрафы за нарушения на митингах и массовых акциях. В Администрации президента РФ уверены, что сегодня же законопроект будет рассмотрен и в заключительном третьем чтении, хотя без бурной дискуссии не обойдется.
Когда законопроект только вносился депутатами Госдумы, он состоял всего из 3 страниц. В результате оживленного обсуждения документ разросся до 23 страниц – ко второму чтению было предложено 411 поправок к законопроекту.
"Если 5 июня законопроект во втором и третьем чтении принимается, то 6 июня он будет вынесен на обсуждение на заседании Совета Федерации, – сообщил Вестям.Ru источник в Администрации президента. – В соответствии с положениями законопроекта, он вступает в силу с момента его официального опубликования. Не исключаю, что к 10 июня этот законопроект вступит в силу".
"В случае если этот закон принимается, а мы уверены в этом, это, совершенно очевидно, является следующим шагом к дальнейшему развитию Кодекса об административных правонарушениях", – добавил собеседник Вестей.Ru. В Администрации президента также разъяснили ряд спорных моментов, которые возникли в связи с новыми нормами закона.
Размеры штрафов и виды нарушений
Законопроект вызвал широкую дискуссию – не только в нижней палате парламента, но и в обществе. Больше всего вопросов вызвали размеры штрафов, верхняя планка которых доходила до 900 тысяч рублей для граждан и до полутора миллионов – для организаций. Не раз звучало мнение, что такие штрафы несоразмерны нарушениям, за которые предполагается наказывать. Впрочем, депутаты, в том числе и авторы законопроекта, уверяли, что к моменту второго чтения верхние планки штрафов будут снижены.
В Администрации президента РФ подчеркивают: главная задача законопроекта – не в том, чтобы установить огромные штрафы, а в том, чтобы защитить права граждан, мирно собравшихся на массовое мероприятие, и обеспечить безопасность.
"Когда разрабатывался данный законопроект, целью рабочей группы было – ни в коем случае не выйти за рамки 31 статьи Конституции РФ, – заявил источник. – Одной из задач было не просто усилить превентивные меры, но создать условия для защиты прав граждан, которые участвуют в массовых мероприятиях".
Главным достижением законопроекта в том виде, в котором он сегодня рассматривается, в Администрации президента считают то, что он четко дифференцирует виды наказания за те или иные нарушения. "Если взять старую редакцию законопроекта, там два или три состава (правонарушения — прим. ред.) существует. В новой редакции – восемь составов, и, соответственно, размер наказания увеличивается в каждом случае от все большей тяжести правонарушения", – сообщил источник.
Еще одно нововведение, предусмотренное законопроектом, это новый вид наказания за нарушения на митингах – обязательные общественные работы. Правда, к такому наказанию судьи смогут приговаривать только с 1 января 2013 года. Тем нарушителям, которые откажутся нести такой вид наказания, грозит штраф (150-300 тысяч рублей) либо арест, срок которого будет рассчитываться исходя из количества часов общественных работ.
Запрет на маски и алкоголь
Другой важный шаг, который сделан в новом законе, – это запрет появляться на митингах и других массовых акциях в маске. В ряде западных стран за появление на митинге с закрытым лицом предусмотрена уголовная ответственность. Наши же законодатели признали это проблемой, в том числе, и после беспорядков на Манежной площади в декабре 2010 года.
Что касается нормы, устанавливающей ответственность за появление на митингах в нетрезвом состоянии, больше всего общественность интересовал вопрос: кто будет проверять митингующих на трезвость? В Администрации президента РФ пояснили: ходить за участниками общественных акций с алкотестером никто не будет. Но если того или иного участника акции поймают на нарушении, а он при этом окажется в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, это будет отягчающим обстоятельством.
Превышение численности и массовые скопления граждан
Недопонимание в обществе вызвала еще одна норма, касающаяся превышения численности участников митинга. Если заявлено участие в акции 2000 человек, а пришло на пять человек больше, это будет трудно установить. Пересчитывать участников тоже не будут. Ответственность организаторы акции понесут только в том случае, если превышение численности угрожает безопасности как самих митингующих, так и остальных граждан. Это возможно, например, когда участники митинга выходят за пределы отведенной им территории на проезжую часть – и сами подвергаются опасности, и для водителей создают аварийную обстановку.
Что касается массовых скоплений граждан (это не обязательно митинги, а, например, акции, которые некоторые депутаты называют встречами с избирателями), их организаторы будут привлекаться к ответственности только если такое мероприятие завершилось беспорядками либо имело еще какие-то негативные последствия.
Главный квалификационный признак здесь — это нанесение ущерба. При этом, сумму штрафа не стоит путать с объемами ущерба – ущерб может оцениваться и в меньшую сумму.
Кстати, на вопрос о том, являются ли таким скоплением граждан гуляния десантников в День воздушно-десантных войск, источник в Администрации президента отметил: "Все, что они вытворяют, подпадает под нарушения общественного порядка. Футбольных фанатов касается то же самое. Но это уже вопрос к правоохранительным органам".
Место проведения митингов
Новый закон регламентирует и место проведения митингов. Уже не раз поднимался вопрос о создании в Москве и других городах России аналогов лондонского Гайд-парка. Звучали предложения организовать какое-то определенное количество таких мест, и разрешить проводить акции только там. Митинги же на каких-либо других площадках предлагалось считать незаконными. Такие меры, считают в Администрации президента, идут вразрез с Конституцией РФ. Поэтому была предложена другая схема: организовать места, где люди могли бы мирно собираться при наличии уведомления (если число участников превышает 100 человек).
Установить такие площадки предлагается тем или иным субъектам федерации. Кроме того, на откуп субъектов остается и расширение списка мест, в которых проводить акции категорически запрещено. Что же касается всех остальных площадок, которые не входят в эти две группы, там будет действовать разрешительный порядок. Здесь можно будет митинговать с разрешения органов местной власти.
Одиночные пикеты – еще одно явление, зачастую, сопряженное с нарушениями. Нередко под видом серии одиночных пикетов проводятся полноценные акции протеста. Здесь предлагается компромиссное решение: участники одиночного пикета должны располагаться на расстоянии не менее 50 метров друг от друга. Впрочем, субъекты федерации могут варьировать это расстояние. Те, кто нарушит эту норму, должны будут нести ответственность за организацию несанкционированного публичного мероприятия.
В Администрации президента отмечают, что поскольку практика применения всех этих норм пока не установилась, нужно постановление Пленума Верховного суда, которое установит единую практику. "У нас нет четкого постановления высших судебных органов относительно правоприменительной практики этого закона. Нам потребуется постановление Пленума Верховного суда. Потому что очень многое сегодня отдается на откуп решениям судей", – отметил собеседник Вестей.Ru.