Японский МИД выразил протест в связи с нарушением территориального суверенитета страны китайскими сторожевыми судами. Три корабля Поднебесной появились в районе спорных островов Сенкаку. Они пробыли там около часа после чего покинули район. В министерстве заявили, что это далеко не первая провокация флота КНР.
Даже и без территориальных разногласий по поводу островов антияпонские выступления в этот день были неизбежны. 18 сентября 1931 года японские войска взорвали железную дорогу возле Мукдена. Маньчжурский инцидент, положивший начало Второй мировой войне в Азии, это событие, известное каждому китайцу.
В этот день звуки сирены ежегодно напоминают о событиях тех лет. Война, между тем, словно продолжается. В Пекине и других городах с новой силой возобновились погромы. Горят японские машины, закрыты суши-бары и рестораны японской кухни. Здание японской дипмиссии в Пекине, вокруг которого уже вторую неделю кипят страсти, фактически пустует. Синити Нисимия, назначенный новым послом в Китае, неожиданно умер, так и не доехав до Пекина.
"Действия обеих сторон ведут к эскалации конфликта. Одна сторона провоцирует другую, и та, в свою очередь, отвечает очередной провокацией. И мы, и китайцы должны отказаться от действий, направленных на разжигание вражды. Добрая воля должна стать основой китайско-японских отношений", — считает бывший консул Японии в Шанхае Ёсида Сигэнобу.
Примирить конфликтующие стороны попытался и прибывший из Токио глава Пентагона Леон Панетта. Однако ситуация в Восточно-китайском море продолжает накаляться. В район спорных островов выдвинулись сразу 11 китайских патрульных кораблей. Они уже вошли в территориальные воды, которые Япония считает своими. Японцы также стягивают в район архипелага Сенкаку усиленные патрули береговой охраны. Кроме того, двое японцев уже высадились на пустующих до того островах — пробыли там недолго, но этой акцией показали готовность Токио бороться за свои права.
Японско-китайские деловые связи в результате всего этого оказались практически заморожены. Одна за другой закрываются фабрики и офисы японских компаний в Китае. А ездить по улицам Пекина или Шанхая на автомобиле японской марки стало небезопасно.