Один из предполагаемых создателей картины "Невинность мусульман" боится мести радикальных исламистов. Он покинул свой дом в Калифорнии и скрылся в неизвестном направлении. Антиамериканские выступления происходят на фоне кампании по выборам президента США.
Предполагаемый автор скандального "творения", прогремевшего на весь мир, больше не ищет славы — напротив, панически боится, что его узнают. Под покровом ночи, натянув на себя полотенце, зимнюю куртку (все, что только можно) он, наконец, вышел из своего дома в Калифорнии и в сопровождении полиции отправился в участок. "Это не арест, это его добровольное желание дать показания", — рассказывает представитель полиции Лос-Анджелеса Стив Витмор.
Личность известна, но картина яснее не становится. Египтянин по происхождению, 55-летний Накула Басселей Накула — не художник-модернист, не проповедник ультра-правого толка, а финансовый мошенник. В 2010 ему дали условный срок, суд запретил пользоваться Интернетом или просить кого-либо заходить в сеть за него. Но именно из этого дома, как предполагают следователи, в Интернет был выложен 13-минутный ролик-анонс фильма "Невинность мусульман". В телефонных интервью Накула утверждал, что собрал на фильм пять миллионов долларов от ста израильских спонсоров, но и неспециалисту очевидно — низкопробное кино сделано за копейки.
Кроме того, отчетливо слышно: слова про пророка Мухаммеда наложены поверх оригинального голоса актеров. "Нас всех обманули. В сценарии не было ни слова про пророка. Там был некий господин Джордж. И фильм назывался "Воины пустыни", — рассказывает актриса Ли Гарсиа.
Ролик до сих пор доступен в сети: представители видеосервиса Youtube заявили, что содержание не нарушает правил сайта. Впрочем, для просмотра в Ливии и Египте видео все же заблокировали. Примечательно, что целых два месяца ролик пролежал в сети незамеченным, пока в канун 11 сентября его не показали по египетскому религиозному каналу с арабскими субтитрами.
Последствия пришлись на самый чувствительный момент политической жизни США — в разгаре борьба за президентское кресло. Не Ирак и не Афганистан, а Ливия стала мощным фактором внутренней политики. Об этом говорят на митингах, с экранов телевизоров, вынуждая политиков занимать все более жесткую позицию. Подробное обсуждение внешнего курса США и до ливийских событий стало своего рода визитной карточкой этой предвыборной кампании.
Отношения с Россией — особая и, для некоторых, болезненная тема. Если кандидат от демократов Барак Обама за продолжение "перезагрузки", то риторика республиканца Митта Ромни скорее "зависла" в эпохе холодной войны. "Россия — без вопросов наш геополитический враг номер один", — говорит кандидат на пост президента США от Республиканской партии Митт Ромни.
Беспрецедентные по масштабу нападения на американские посольства Ромни использовал как очередной повод атаковать Обаму. Кандидат от республиканцев обвинил Барака Обаму в неспособности защитить интересы США, а демократы припомнили, что Обама взялся свергать Каддафи, не спросив разрешения Конгресса. "Я считаю, что мы вообще не должны были проводить операцию в Ливии. Что касается консульства в Бенгази — там явно недооценили опасность, которая угрожала нашим сотрудникам", — полагает член Комитета по вооруженным силам Палаты представителей конгресса США, демократ Майк Коффман.
В 1998 после атак террористов на американские посольства в Кении и Танзании США в ответ нанесли удары по базам "Аль-Каид (запрещена в РФ)ы" в Судане и Афганистане. Сейчас к Бенгази выдвинулись два эсминца с крылатыми ракетами "Томагавк", но на кого их наводить? "Скажем честно: за что боролись, на то и напоролись. Если от одной искры разгорается вдруг такой пожар, то надо задуматься, почему это происходит, и почему рядом оказалось столько подготовленного материала, чтобы вспыхнуть от одной маленькой искорки", — рассуждает директор Центра национальных интересов США, бывший советник президента Ричарда Никсона Дмитрий Саймс.
На капитолийском холме уже чувствуется несколько другая тональность в рассуждениях об арабской весне. "Америка всегда первой откликалась на любые нарушения прав человека, на преступления, связанные с этим. И сейчас я и мои избиратели не понимают, зачем мы столько помогаем людям, которые так нас ненавидят", — говорит член Комитета по международным делам Палаты представителей конгресса США, республиканец Майк Келли. Вопросы, над которыми Америке, пожалуй, впервые придется серьезно задуматься.