Когда в мае этого года вошедшего в пословицы министра образования и науки Андрея Александровича Фурсенко сменил на этом трудном посту Дмитрий Викторович Ливанов, мало кто ожидал существенных перемен. Дмитрий Викторович и пробыл какое-то время в замах у Андрея Александровича, и вообще состоит в той же группе модернизаторов образования – откуда взяться переменам?
Но новый министр нашёл тогда что сказать, чтобы пробудить в учительских душах надежду на лучшее: он пообещал, что серьёзно сократит требования к школам и педагогам по части отчётности. Трудно было найти слова более обнадёживающие. Анекдот о том, что "школа – это место, где дети мешают учителям писать отчёты для департамента образования", давно уже никого не смешил, потому что излагал слишком очевидную горькую правду.
Многие из нас по наивности полагали: если министр во всеуслышание обещает нечто такое, что не требует никаких согласований ни наверху, ни в других министерствах; такое, что вполне умещается в рамках его личных полномочий, то выполняться это нечто будет немедленно – или хотя бы быстро. Но лето – самое, казалось бы, подходящее время для подобных благих перемен – миновало, перемен не принеся. Ну, думаем, не срослось. Рад сообщить, что мы ошибались. Минобр опубликовал план действий по "сокращению объёмов и видов отчётности, представляемой школами".
Из текста стало ясно, на что ушли четыре месяца. Изучали проблему. Цитирую пресс-релиз Минобра: "Результаты проведённого министерством репрезентативного опроса школ и учителей по проблеме излишнего администрирования показали, что основная и порой излишняя нагрузка на школу по подготовке различной отчётности исходит из самой системы образования…" – Нет, ну надо же! И далее: "В таких условиях основная задача школы – предоставление качественного образования для каждого ребёнка – становится трудновыполнимой". Конечно, то же самое сказал бы министру и без четырёхмесячных исследований любой директор школы, но теперь это известно по науке. Ну, и хорошо. Что же Минобр намерен делать?
Много вполне разумного. Так, чиновникам "рекомендовано: не запрашивать информацию от общеобразовательного учреждения о его деятельности, а самостоятельно получать ее на официальном школьном сайте; обеспечить переход школ на систему ведения журналов успеваемости в электронном виде; проводить плановые проверки один раз в год" – и так далее.
Соответственно, и школам – "размещать информацию по широкому спектру своей деятельности на официальном школьном сайте в сети Интернет; перенаправлять неправомерные запросы от различных органов и организаций (тут имеются в виду запросы от кого-либо, кроме Минобра!) в адрес своего учредителя" – ну, и тоже и так далее. И всё это, повторяю, прекрасно. Одна беда: та писанина, которой учителя угнетают более всего, для школьных сайтов не предназначается, а потому мерами по интернетизации не излечивается.
У меня всё нейдёт из головы рассказ известного учителя С. В. Волкова о том, что учителей заставляют до начала учебного года писать планы уроков на весь год. Да писать не абы как, а в виде таблицы на двенадцать столбцов; в них надо указать не только тему урока и назначаемое на нём домашнее задание, но даже и то, какой пробел в знаниях детей на данном уроке будет восполняться. Понимаете? Надо в августе запланировать, какой пробел у твоих учеников обнаружится в феврале – и на котором именно уроке в марте ты этот пробел будешь закрывать. И всё это нельзя накалякать, сдать и забыть, как кошмарный сон, потому что когда в школу приедет очередной проверяльщик, он положит перед собой три документа: это самое "планирование", классный журнал и тетрадь ученика – и станет смотреть, совпадают ли во всех трёх местах темы и даты.
И если они не совпадут, тебя из школы выгонят. И устроиться потом некуда – детей стало меньше, учительских вакансий нет... Увы, тут интернетизация поможет как мёртвому припарки.
Нет, в нынешнем министерском плане чёрным по белому сказано, что это безобразие должно быть прекращено. Там назван "недопустимым" запрос "такого рода дополнительной информации, как планы работ методических объединений, отчёты о работе учителей-предметников, согласование учебных планов и тому подобное". Увы, там не сказано, как школе оборониться от нескончаемых чиновников, лезущих в школу именно с такими недопустимыми запросами. А ведь лезть они не перестанут – просто потому, что ничего другого не умеют. А ссориться с ними школе – себе дороже.
"Российская газета" опросила читателей: как сократить бумажный вал в школах? Вот типичнейший ответ: "Сократить количество чиновников в сфере образования, закрыть многочисленные методические отделы, РОО, ИДЦ и прочее, а работников – в школы". Ненаучно, конечно; но, может быть, что-то в этом есть.