Для кого Эдуард Николаевич, а для близких — Леша. Когда его полугодовалого привезли в Москву, бабушка категорически воспротивилась новомодному имени Эдик, крестив его под именем Алексей. Поэтому всю жизнь он с двумя именами. Повлияло ли это на его судьбу, сказать трудно, но композитор он исключительный, без сомнения.
"Артемьев потому и великий музыкант, для него музыка – все, включая шум ветра, или звуки шагов. Он может принести в жертву ноты более чувственному звуку, он относится к нему как к музыке, в этом его непревзойденность в киномузыке", — рассказал кинорежиссер Никита Михалков.
С Никитой Михалковым Эдуард Артемьев дружит уже больше 40 лет. За это время он написал музыку к 14 лентам режиссера и снялся у него в эпизодической роли в фильме "Без свидетелей". Вскоре он начнет работу над 15-й картиной – "Солнечный удар" по Бунину, которую Михалков уже снимает.
"Я материал еще не видел. В кино пишешь, когда материал готов, кадр диктует композитору, и режиссер говорит. Но магия кадра для меня – решающее значение. Что вижу, о том и пишу", — поведал композитор.
В кино Эдуард Артемьев оказался случайно. После консерватории работал в лаборатории электронной музыки Мурзина, участвовал в создании первого синтезатора АНС – Александр Николаевич Скрябин. Станислав Крейчи, композитор: "Дело в том, что нету клавиш, на которых "рисуется" звук. Это была задача Артемьева, три года длился отчет, он составил каталог всех известных инструментов, каким образом их изобразить на этой панели, как их нарисовать".
Эксперименты в области электронной музыки двигались семимильными шагами. "От какого-то академического электрического творчества, которыми занимались Булез и Штокхауз, мы пошли в психоделику. И здесь Леша – один из самых первых людей. Он сделал феноменальные вещи, которые нигде не остались – "Семь врат в мир Сатори" и "Мираж". Совершенно грандиозные вещи, они опережали западные образцы", — отметил композитор Владимир Мартынов.
Артемьев и сейчас уверен, что будущее музыки зависит от достижений в области технологии: "Новый рывок технический случился не так давно. Музыкальная академия не все еще переработала, освоила и теоретически не обосновала. Масса причин, но все это зреет, серьезный будет скачек, взрыв. Музыка будущего сделает чудеса воздействия на человека эмоционально".
Музыка самого Артемьева всегда, что называется, задевает за живое, хотя и написана на компьютере, ноты от руки композитор уже давно не пишет. В своей домашней студии он проводит практически все время. Живому исполнению предпочитает совершенные студийные записи, но при этом работает и в традиционных жанрах.
Эдуард Артемьев, композитор, народный артист России: "Сейчас, когда время подпирает, время жизни, пришло к некому пику. Мне захотелось закончить произведения, которые не дописал, бросил. У меня есть два концерта, один для фортепиано, другой – для скрипки, которые отчасти написаны, а потом — брошены. С одним не справился, другое – не успел. Теперь приступил, эскизы сохранились, понемножку".
Так что у почитателей таланта композитора есть шанс узнать другого Эдуарда Артемьева.
