После опубликования Конституционной декларации и "Закона о защите январской революции", на президента Египта Мохаммеда Мурси обрушился шквал критики. Лауреат Нобелевской премии, экс-глава МАГАТЭ Мохаммед аль-Барадеи, бывший секретарь Лиги Арабских государств, кандидат в президенты Египта Амр Мусса и другие видные деятели демократической оппозиции в ночь с четверга на пятницу собрались на экстренное совещание, чтобы скоординировать протестные действия по защите принципов демократии и разделения властей. Конституционный суд изучает вопрос о возможном вынесении президенту импичмента.
Согласно обновлённой декларации, суд не имеет права распускать верхнюю палату парламента и Конституционную ассамблею, которой поручена разработка новой конституции. Напомним, на этой неделе ассамблею покинули светские и христианские партии в знак протеста против исламизации основного закона страны. Действие предыдущей конституции было приостановлено 13 февраля прошлого года, вместе с роспуском нижней палаты парламента, которая была избрана с нарушениями. Также в декларации указано, что "все конституционные декларации, законы и указы, принятые с момента вступления Мурси в должность президента… не могут быть оспорены или отменены никакими политическими и правительственными органами или людьми, пока не будет ратифицирована новая конституция и не будет избран новый парламент. Все иски против них объявляются недействительными ". Таким образом, в условиях конституционного кризиса Мурси взял на себя обязанности не только исполнительной власти, но также законодательной и судебной. Представитель Мурси Яссир Али объясняет это желанием президента сократить переходный период и дать Конституционной ассамблее больше времени на преодоление разногласий и выработку текста новой конституции, однако, лидеры оппозиции считают иначе.
"Мурси узурпировал всю государственную власть и провозгласил себя новым египетским фараоном", – пишет в своём Твиттере эль-Барадеи. "Мурси подписал иммунитет всем законам, которые он подписывает. Это рождение нового диктатора", — вторит ему соперник Мурси на президентской гонке Халед Али. Напомним, в августе Мурси уволил лидеров военной хунты, которая ограничивала его власть: начальника генштаба Сами Аннана и министра обороны Хусейна Тантави. Также вчера был назначен новый генеральный прокурор, которым стал сторонник Мурси советник Талхат Ибрагим, сменив на этом посту влиятельного Абдельгамида Махмуда. Указ об освобождении Махмуда от должности Мурси принял ещё в октябре, однако, тогда тот отказался покидать свой пост, и решение пришлось отменить. Отношения президента и генпрокурора обострились после оправдания нескольких чиновников, обвинёняемых в гибели демонстрантов на площади Тахрир, которое вызвало волну народного недовольства.
Президент заявляет, что готов отказаться от большей части полномочий после принятия конституции, но его слова вызывают понятные опасения. После ликвидации ограничителей в виде армейского руководства и оппозиционно настроенного генерального прокурора, он подписывает закон, гарантирующий ему, как минимум, шесть месяцев бесконтрольного правления. За это время Конституционная ассамблея должна подготовить проект Конституции, которая затем должна быть одобрена на общенародном референдуме. Учитывая демарш демократических и христианских партий, уже сейчас можно предположить, что роль законов шариата в ней будет значительно увеличена. А, значит, если президент всё-таки не сдержит своё обещание, то вместо светской диктатуры египтяне получат религиозную, со всеми вытекающими последствиями.
Тем временем, на площади Тахрир уже четвертый день проходят круглосуточные акции протеста против растущего влияния "Братьев-мусульман" (запрещена в РФ) во всех органах власти. Тысячи протестующих скандируют "Мурси — диктатор" и "Нет братству", пытаясь не допустить исламистов на площадь. В Каире ожидаются новые многотысячные акции протеста сегодня, после пятничной молитвы. Сторонники Мурси, поддерживающие его законодательные инициативы, также заявили о своём намерении выйти на площадь, чтобы поддержать своего президента. Из разных регионов страны уже поступают сообщения о столкновениях сторонников и противников Мурси. Полиция заявила, что уважает право граждан на мирные митинги, но будет пресекать любые попытки насильственных действий и порчи имущества. Учитывая участившиеся после "арабской весны" нападения на христиан-коптов, а также столкновения регулярной армии с бедуинами, можно говорить о том, что Египет стоит на пороге новой волны массовых беспорядков.
За прошедшие с момента вступления Мурси в должность 100 дней его рейтинг заметно снизился – по оценкам соцопросов, президента сейчас поддерживают лишь 42% населения. Причины разочарования большинство экспертов видят в невыполнении президентом своих предвыборных обещаний: из заявленных к 100-дневному сроку 64 обещаний выполнено всего 9, ещё 23 – в стадии реализации, отмечает сайт "Мурсиметр", который отслеживает деятельность президента. Первая пятёрка проблем, с которыми столкнулся постреволюционног Египта: безопасность, транспортная проблема, горы мусора на улицах, а также кризис в области поставок бензина и хлеба. Доминирующей остаётся топливная проблема, которая уже несколько месяцев не сходит с первых полос египетских газет – несмотря на ужесточение наказания за несанкционированную торговлю бензином и громкие уголовные дела против чиновников нефтяного министерства, топливный кризис в стране продолжается.
Тем временем, перемирие между Израилем и движением ХАМАС, в котором Мурси выступил посредником и гарантом, начинает казаться всё более зыбким на фоне новостей о стрельбе на границе сектора Газа и артиллерийском обстреле палестинского лагеря Хан-Юнис. В случае возобновления боевых действий со стороны ХАМАС, президент окажется в затруднительном положении, которое может усугубить беспокойную внутреннюю обстановку. Несмотря на все дипломатические усилия, правительство Мурси продолжает поставлять оружие, поддерживая режим, который США и ЕС считают террористической организацией. Однако, по мнению Василия Кузнецова, научного сотрудника Института Востоковедения РАН, даже в случае провала перемирия, египетская армия вряд ли станет поддерживать оппозицию:
"Едва ли Мурси пошёл бы на такие шаги, не имея предварительной договорённости с высшим военным руководством. Удалось ли ему поставить армию под полный контроль – вопрос спорный, но реакция оппозиции вполне ожидаема, и было бы глупо думать, что Мурси не предусмотрел такое развитие событий. Являясь одной из ведущих стран на Ближнем Востоке, Египет задаёт тренд всему региону, и этот тренд понятен: умеренные исламисты борются за власть с салафитами, от итогов этой борьбы будет зависеть и степень исламизации. Нужно заметить, Мурси мастерски сыграл на ситуации с сектором Газа: с одной стороны, повысил международную легитимность режима, выступив в роли посредника, с другой — отвлёк население от провалов во внутренней и социально-экономической политике, обратившись к чувству патриотизма и гордости за великий Египет, что очень важно с точки зрения психологии. Очевидно, что в обществе накопилась усталость от революционных потрясений, от жизни в подвешенном состоянии и конфликтов внутри элиты, поэтому, несмотря на неизбежные конфликты, в будущем общество может принять временное всевластие президента, это в принципе укладывается в логику переходного периода, наведения порядка и построения сильного государства. Другое дело, захочет ли он потом отдавать эту власть, но здесь многое зависит от того, каким будет итоговый вариант Конституции и от расстановки сил внутри элиты. Разумеется, роль ислама вырастет, в первую очередь, в области семейного права и правового регулирования общественной морали, но вряд ли мы получим абсолютное верховенство шариата, как в Саудовской Аравии, такого не будет. Как мы видим, участие женщин в общественной и политической жизни активно поощряется, так что говорить о наступлении на их права пока рано. Что касается коптов, то они уже давно занимают достаточно значительное место в обществе, в том числе, в финансовой и политической элите, но главенствующей религией, конечно, останется ислам. Я не считаю, что Мурси станет новым Мубараком – в изменившейся общественно-политической ситуации диктатура, какой она была при Мубараке, попросту невозможна, даже технически. Скорее, мы получим президентскую республику с существенными элементами исламского права".
Впрочем, после пятничной молитвы, Мурси уже пообещал в самое ближайшее время разъяснить смысл своих указов и рассказать о "многих деталях и фактах, чтобы все узнали правду о происходящем". В ответ на критику в свой адрес президент заявил, что исполняет свой долг в угоду Всевышнему и родине, а решения принимает, выслушав всех.