Заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Сергей Рябков встретился с послом США Майклом Макфолом. Российский дипломат обратил внимание на ситуацию, сложившуюся в связи с вынесением федеральным судом США противоречащего международному праву решения о наложении штрафа на Россию в связи с "делом Шнеерсона".
Как говорится в сообщении, размещенном на сайте российского внешнеполитического ведомства, "с нашей стороны было подчеркнуто, что возможные попытки использовать этот юридически ничтожный судебный вердикт для посягательства на российское государственное имущество на территории США вынудят российскую сторону предпринять жесткие ответные действия".
Как отмечает "Интерфакс", на встрече с послом обсуждались также предстоящие российско-американские контакты на различных уровнях, а также ряд проблемных аспектов двусторонних отношений, отмечается в сообщении. В ходе беседы были также затронуты некоторые международные темы, включая ситуацию вокруг иранской ядерной программы.
Федеральный суд в Вашингтоне принял решение о наложении на Россию ежедневного штрафа в 50 тысяч долларов за неисполнение вынесенного в 2010 году вердикта о передаче библиотеки Шнеерсона религиозной общине "Хабад-Любавич". Судья вынес такое решение, несмотря на то, что ранее минюст США выступил против вменения штрафа России, объясняя свою позицию тем, что такие меры не помогут разрешить спор вокруг "коллекции Шнеерсона", являются контрпродуктивными и идут вразрез с внешнеполитическими интересами США.
Библиотека Шнеерсона представляет собой коллекцию древнееврейских книг и рукописей, собранных любавичским раввином Йозефом Ицхаком Шнеерсоном. Часть коллекции была национализирована большевиками в 1918 году и в итоге оказалась в фондах Ленинской (ныне Российской государственной) библиотеки. Другую часть Шнеерсон вывез из Советского Союза, эмигрировав в 1930-е годы.
Около 25 тысяч страниц рукописей попали в руки нацистов, затем оказались в распоряжении Красной армии и были переданы в Российский государственный военный архив. Любавичские хасиды добиваются возвращения коллекции Шнеерсона с конца 1980-х годов.