В среду на телеканале "Дождь" прошла программа, посвященная облегчению визового режима между Россией и ЕС. Один из ключевых вопросов, которые Брюссель ставит перед Москвой, – недопущение повальной миграции граждан Средней Азии в Евросоюз через Россию, у который нет визового режима с этими странами. Отвечая на вопрос ведущей, готова ли Россия обеспечить безопасность европейских границ, посол по особым поручениям МИД РФ Анвар Азимов заявил, что Россия готова. Он сослался на заявления президента Путина о том, что на определенном этапе такие меры будут введены. "По-моему, с 2015 года", — отметил он.
Сразу после этого СМИ запестрили заголовками о том, что Россия в скором времени введет визовый режим со странами Средней Азии. Поднялся ажиотаж, и в четверг МИД выступил с опровержением этой информации. В нем господин Азимов заявил, что его слова были неверно истолкованы. Посол пояснил, что в ответе на вопрос ведущей он говорил лишь о "возможности въезда в Россию из стран СНГ по загранпаспортам", о чем в свое время и заявлял президент Владимир Путин.
"Россия с должным вниманием относится к дружественным государствам СНГ, и вопрос о введении какого-либо визового режима с государствами СНГ, включая республики Центральной Азии, не стоит и не стоял", — сказал он.
Раннее, депутаты-коммунисты выступали с инициативой более жесткого регулирования потока нелегальных мигрантов, для чего предлагали ввести визовый режим с с Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизией. Однако зампред Комитета по конституционному законодательству Дмитрий Вяткин заявил, что такого вопроса в парламенте пока не стоит, однако добавил, что вопрос пересечения гражданами некоторых стран границы России не по внутренним, а по заграничным паспортам, открыт для обсуждения. При этом Вяткин отметил, что эти предложения не должны затронуть страны, входящие в таможенный союз – Белоруссию и Казахстан.
Тем временем в самих странах Средней Азии продолжают нарастать националистические настроения. В начале марта руководство Киргизии подписала закон об исключении русского языка из статуса государственного. По мнению киргизских политологов, таким шагом правление Кыргызстана желает перехватить у оппонентов националистически настроенный сельский электорат, который уже забыл русский язык. Заигрывая с националистами руководство Киргизии осложняет и без того не легкую жизнь русскоязычного населения республики и при этом не стесняется активно проситься в Таможенный союз с Россией, Беларусью и Казахстаном. Опыт последнего, видимо, подогревает уверенность киргизского руководства, что дело выгорит. Ведь Казахстан, являясь членом Таможенного союза, в последнее время проводит еще более жесткую политику на вытеснение русскоязычного населения из всех значимых сфер жизни в республике и в первую очередь – из органов власти, причем не только исполнительной, но и законодательной. Это означает, что и так немногочисленное русскоязычное население Казахстана лишается возможности иметь свое представительство в парламенте и хоть как-то отстаивать свои права.
Особо печально, что ни на действия Киргизского руководства, ни на действия Казахского не поступало никакой реакции ни от одной российской или межгосударственной структур. Такое поведение не только расхолаживает руководства стран, считающихся нашими партнерами, но и порождает реакционные настроения среди населения нашей страны, особенно на фоне постоянно появляющихся сообщений о преступлениях, совершенных мигрантами.
Совсем недавно в Москве и ряде регионов прошли пикеты по сбору подписей за введение визового режима со странами Средней Азии и республиками Закавказья. Акция была организована правоконсервативной незарегистрированной партией «Новая сила» историка Владимира Соловья и Национал-демократической партией Владимира Тора. По словам организаторов, они намерены собрать не менее 100 тысяч подписей и передать их президенту Путину, чтобы тот внес подобный законопроект в Государственную Думу. Активисты утверждают, что в результате наплыва мигрантов Россия столкнулась с серьезными проблемами — огромным ростом этнической преступности, межнациональной напряженностью, постоянным наркотрафиком, снижением общего уровня заработной платы и ростом инфекционных заболеваний. Кроме этого Владимир Тор, входящий в состав координационного совета оппозиции заявил, что в ближайшее время совет подготовит резолюцию за введение визового режима с государствами Средней Азии.
В Госдуме уже прокомментировали данную инициативу. Председатель комитета Госдумы по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев, рассказал "Известиям" , что такой законопроект не будет принят парламентом в связи с политикой государства по интеграции в евразийское пространство. " Мы по закону обязаны их рассмотреть, если они соберут 100 тыс. подписей. Однако введение визового режима со средней Азией вряд ли возможно", — отметил депутат.
Подобные действия националистических сил, при их вполне аргументированной обоснованности, опасны еще и тем, что они непременно повлечкут аналогичные реакции в странах, с которыми они добиваются введения визового режима, чем поставят под удар проживающих там в меньшинстве русскоязычных граждан.
Защитой соотечественников за рубежом должно, все же, заниматься государство. И у России, как у главного геополитического игрока на Евразийском пространстве, есть для этого все инструменты. Однако ими или не пользуются вообще (как показывает пример вышеуказанных действий Киргизии и Казахстана), или пользуются неумело. Та же программа репатриации соотечественников, на которую делало ставку российское руководство, с треском провалилась из-за неумелых действий, а порой и из-за откровенной коррумпированности отвечающих за ее проведение чиновников.
На данный момент у нас не прослеживается четко сформированной политики в области миграционного законодательства. Мы, с одной стороны, не закрываем свои границы для мигрантов, а чиновники высказываются даже за их необходимость, с другой — отказываем уже осевшим здесь приезжим в миграционной амнистии. При этом на борьбу с нелегальной миграцией начинают мобилизировать народные дружины. Такая игра в поддавки не может продолжаться бесконечно.