Инородная дружина


ТАСС

Миграционная служба впервые в своем рейде привлекла добровольцев. Смогут ли граждане улучшить полицейскую статистику?

Федеральная миграционная служба обзавелась своей добровольной дружиной, которая будет помогать ей в рейдах по выявлению нелегальных мигрантов. Первый, как его назвали сами организаторы — "обкаточный" — рейд прошел во вторник по тылам Казанского вокзала в Москве. В ходе его проведения десять групп из четырех дружинников и одного инспектора УФМС задержали и препроводили с десяток нелегальных мигрантов. Все это действо происходило под щелканье затворов фотоаппаратов и жужжание камер целой армии журналистов.

Как заявляют столичные власти, дружина создана ввиду нехватки личного состава миграционной службы. Помогать инспекторам УФМС будет пока около 300 человек, разделенных по административным округам столицы. В дальнейшем их численность может быть увеличена, тем более что такие помощники не сильно обременяют городской бюджет, поскольку формируются из состава уже существующей добровольной народной дружины, участие в которой дает горожанам право бесплатного проезда в столичном транспорте.

Рейд новоявленной дружины, о широкой огласке которого так старательно позаботились, говорит скорее об имитации решения миграционного вопроса, чем о его решении. Странно полагать, что 300 человек, вооруженных листовками и бордовыми жилетами ФМС, смогут сколь значимо повлиять на ситуацию в многомиллионном городе. Да и место проведения было выбрано беспроигрышно. Стоит вспомнить, как совсем недавно другой московский вокзал выбрали в качестве места своего первого выхода в свет казаки со своим "Казачьим патрулем", призванным бороться с нелегальной миграцией и нарушением общественного порядка. Тогда журналистов было еще больше чем казаков и, получив свое место в новостных выпусках и долю в рейтингах, казачий патруль канул в небытие.

Чтобы найти нелегального мигранта в Москве совершенно необязательно идти на вокзал. Достаточно выйти во двор любого многоэтажного дома, а еще лучше – спуститься в его подвал. И об этом прекрасно осведомлены работники ФМС, которые за один только рейд на прошлой неделе задержали на западе Москвы аж 107 иностранных граждан, работавших дворниками в жилищно-коммунальных предприятиях. Более того, об этом прекрасно осведомлены и чиновники из территориальных органов исполнительной власти. На время инспекции уборки улиц, проводимой мэром Москвы Сергеем Собяниным, трудоустроенные гости столицы волшебным образом исчезли с проверяемого участка. Таким образом, портрет дворника, представший перед градоначальником, разительно отличался от привычного москвичам.

Тем не менее создание этой дружины может быть расценено как еще один шаг в сторону наведения порядка в миграционном поле, о необходимости ужесточения которого незадолго до нового года говорил Владимир Путин в своем послании к Федеральному Собранию. Сразу после этого им был подписан ряд документов, призванных усилить наказание за нарушение миграционного законодательства. В частности, такую статью Уголовного кодекса как "Организация нелегальной миграции" приравняли к преступлениям средней тяжести. В январе же наконец был принят закон, подразумевающий наказание собственников так называемых "резиновых квартир". Владельцы жилплощади, на которой зарегистрировано недопустимое жилищным кодексом количество проживающих, будут наказаны штрафом от 100 до 500 тысяч рублей, а в случае отказа от уплаты штрафа могут и сесть на три года.

О том, что решать эту проблему необходимо системно, "наверху" понимают. Однако ни одна мера не будет действенной до тех пор, пока, как бы пафосно это не прозвучало, не будет четко налажен механизм соблюдения законности и уважения к закону не только среди рядовых граждан, сколько среди исполнителей этого закона на местах. А пока этого нет — нелегальные мигранты существенно портят полицейскую статистику. Глава столичной полиции Анатолий Якунин рассказал "Комсомольской правде", что на долю приезжих из ближнего зарубежья приходится 17% всех преступлений. "Если бы не эти проценты, в Москве вообще был бы самый минимальный уровень преступности в России", — посетовал Якунин.