В КНДР празднуют день окончания боевых действий в Корейской войне. Ровно 60 лет назад был заключен договор о прекращении огня. Формально война не завершена до сих пор, но в Пхеньяне праздник все равно называют Днем победы, а в этом году неожиданно торжества стали международными. Власти КНДР приоткрыли "железный занавес" и пустили в страну делегации всех участников конфликта, включая даже США. И на этом сюрпризы не закончились: Ким Чен Ын впервые лицом к лицу пообщался с иностранными журналистами.
Открыт новый мемориал павшим в Корейской войне бойцам. Присутствует сам маршал — редкое появление на публике. Все высшее партийное и военное руководство вместе с ним. Особое внимание — 60 лет победе, юбилей.
Перед верховным главнокомандующим пронесли штандарты всех родов войск. Солдаты и офицеры чеканили шаг, но не все гости под палящим солнцем выдержали напряжение и ответственность момента.
На церемонии — и корейские, и воевавшие по разные стороны 38-й параллели американские и советские ветераны. "Артиллеристы мы, зенитчики, сбивали американские истребители, — рассказывает ветеран Корейской войны Юрий Шкуренков, — приказ у меня был такой".
Те женщины, чьи мужчины вернулись с фронта, о войне упоминают с нескрываемой гордостью. Они уверены, что их мужья — победители. Сегодня революционная столица Пхеньян — город небоскребов. Улицы наводнили новые машины. Хотя и попадаются пережитки прежних времен. Но это, скорее, исключение. Эти контрасты позволили в этот раз увидеть небывалому количеству журналистов. Их прилетело сотни, чтобы освещать победные торжества.
Невероятная для Северной Кореи открытость, но уже в аэропорту западным репортерам пришлось непросто. Стойку оформления сим-карт с одной кореянкой, заполнявшей для этого анкеты, буквально приходилось брать штурмом. Хотя в городе на улицах — все с мобильными. Уже полгода как разрешены смартфоны. Революция гаджетов свершилась в КНДР. Хотя и действуют ограничения: выход во всемирный интернет — только у работающих в стране иностранцев. У корейцев — доступ во внутреннюю сеть. Сети мобильной связи существуют параллельно. Позвонить друг другу иностранец и кореец не могут.
Современный Пхеньян — это и мобильные телефоны, и много новых машин, и такси. Все это соседствует с пионерами, которые спокойно маршируют по улицам Пхеньяна как и 50-60 лет назад. Их учат поклоняться вождям, с 9 лет повязывают галстук. В пионерских лагерях они оттачивают строевой шаг и поют отрядные песни. Но живут уже в принципиально новом Пхеньяне. Чтобы понять его, надо спуститься под землю. Подземный дворец убран стеклянными лампами в виде цветов, пышными колоннами и потрясающими воображение масштабными панно с вариациями на тему "народ и вожди". Или Ким Ир Сен на сталелитейном заводе — на станции "Возрождение", или оба лидера с крестьянами — на станции "Слава".
За образец как будто взят облик московского метро. Столь же масштабно мыслили корейские проектировщики. Застывшая в 70-х архитектура и красочные панно соседствуют с электронными информационными экранами. По вечерам после трудового дня корейцы могут позволить себе расслабиться или в кино, или в боулинге, есть роллер-дром. Но есть и проверенный народный вид досуга — с кружкой пива – отдых.