Спецслужбы расшифровали разговоры сирийских боевиков о химоружии

В арсенале сирийских боевиков действительно есть химоружие. Это показывают расшифровки телефонных переговоров, перехваченных спецслужбами. Доказательства уже передали в ООН. Инспекторы организации пока работают в Сирии, но уже завтра уедут из страны.

В арсенале сирийских боевиков действительно есть химоружие. Это показывают расшифровки телефонных переговоров, перехваченных спецслужбами Арабской республики. Доказательства уже передали в ООН. Инспекторы организации пока работают в Сирии, но уже завтра, как ожидается, уедут из страны. Они так и не успели посетить все места, где могли применять отравляющий газ.

Эксперты комиссии ООН по расследованию случаев применения химоружия вновь в Сирии: автомобили со спецмаркировкой выезжают в пригород Дамаска. Специалисты должны завершить расследование. Во время прошлого визита группа шведского профессора Оке Сельстрома нашла время лишь на один случай, который произошел 21 августа в Восточной Гуте. Сирийское правительство настаивает: более 10 раз боевики применяли отравляющие вещества. О ходе работ инспекторы не рассказывают, но можно предположить, что специалисты уже посетили столичный район Джобар.

"Хуже всех пришлось моим детям, у меня две дочки, я отвез их в больницу, у меня темнело в глазах, а они задыхались", — рассказывал житель района на следующий день после химической атаки.

В результате химической атаки в этом районе пострадало около двухсот человек. Комиссия ООН по расследованию случаев применения химического оружия в Сирии покинет страну уже в понедельник. Судя по всему, эксперты так и не посетят пригород Алеппо-Хан Аль Асаль. Доказательства использования отравляющих веществ боевиками вооруженной оппозиции, были предоставленные российскими экспертами, стали официальным поводом для начала международного расследования.

При этом в рамках расследования эксперты не определяют, какая из сторон конфликта применила отравляющие вещества. Впрочем, выводы комиссии противники Башара Асада пытаются трактовать как доказательства виновности сирийского правительства. При этом появляются все новые свидетельства обратного. Эта женщина утверждает, что ее племянника похитили боевики в ходе атаки на родную деревню Бааруда в первой половине августа. Тогда члены группировки "Фронт Аль-Нусра" убили почти всю семью Маяды. Хатима Шибли и других детей увезли в неизвестном направлении. И только после химической атаки в Восточной Гуте, по словам этой женщины, стало понятен смысл похищения.

"Через месяц после похищения по телевизору видела племянника и узнала его, после этого расплакалась. Еще видела детей моего соседа Аднана Кутейбы и тоже их узнала. По телевизору узнала что боевики забрали их в Гуту. Дети погибли от химического оружия. Я так слышала по телевизору", — рассказывает Маяда Шибли, жительница деревни Бааруда. Маяда не помнит точно, на каких кадрах видела племянника, теперь просит экспертов-криминалистов найти на видео пятилетнего мальчика. Она все еще надеется, что ребенок выжил.

В распоряжении ВГТРК оказалась расшифровка разговора, перехваченного сирийскими спецслужбами – свидетельство наличия у боевиков отравляющих веществ. Не называющий себя торговец оружием звонит и предлагает 30 минометных снарядов некоему Абу Абдо, по 310 долларов за штуку. В ходе переговоров собеседники обсуждают и снаряды с неустановленным газом.

- У меня есть для тебя тридцать снарядов.
- Точно сможешь доставить? А какие? Неделю назад мне предлагали с газом.
- С газом?
- Да.
- Слушай, я не знаю с газом они или нет.
- Нам предложили 40 штук, но они уже ушли.
- Я не знаю, есть ли в моих газ. Знаю только, что это русские.
- Газ там был, в соответствии с желанием заказчика, ты понимаешь, о чем я?
- Да, знаю. Абу Джассем взял себе 10 штук из той партии.

Нам удалось связаться с одним из участников этого разговора. Полевой командир Абу Абдо действительно воюет в Сирии на стороне вооруженной оппозиции. Судя по говору, он сириец. Более того, факт обсуждения сделки боевик подтвердил.


- Приветствую. Вы Абу Абдо?
- Да!- Вам звонят иностранные репортеры, вопрос следующий: участвовали ли Вы в продаже минометных снарядов группировкам сирийской оппозиции?
- Да.
- А вы занимались снарядами, которые начинены отравляющими газами?
- Нет, нет, нет. Это обычные фугасные снаряды. Это не в наших интересах. Про газ мы ничего не знаем. И мы не ошибаемся. Ваша информация неверна. Это были обычные фугасные снаряды, даже не штатные, а самодельные.

Вполне ожидаемо боевик решил не признаваться в причастности к торговле и использованию химического оружия. Впрочем, разведданные уже переданы в ООН, наряду с другими доказательствами. Уже в ближайшее время в Дамаск приедут эксперты организации по запрещению химического оружия. Начнется фактический процесс передачи арсеналов под международный контроль. А в этом случае ответственность за возможное применение отравляющих веществ в Сирии полностью ложится на вооруженную оппозицию. Сотрудники ООН просто не смогут контролировать боевиков, которые связаны с "Аль-Каид (запрещена в РФ)ой".