Вышедшая на свободу по амнистии участница панк-группы Pussy Riot Надежда Толоконникова заявила о намерении заняться правозащитной деятельностью. Возле Красноярской туберкулезной больницы краевого ГУ ФСИН ее встречали муж Петр Верзилов и многочисленные журналисты, сообщает ИТАР-ТАСС.
"В первую очередь буду защищать интересы тех людей, которые оказались в заключении, с кем мне пришлось провести срок в колониях", — сказала она в коротком интервью. Ее муж за три часа до освобождения супруги сообщил журналистам, что покидать Россию они не намерены. "Нам предстоит работа по очищению окружающей среды", — сказал он.
Сегодня утром по амнистии, приуроченной к 20-летию Конституции РФ, была освобождена и Алехина. Она также заявила, что намерена заняться правозащитной деятельностью. "Я думаю, что займусь правозащитной деятельностью, потому что все, что касается нарушений прав женщин в колониях, должно быть услышано", — сказала она журналистам.
Надежда Толоконникова заявила также о намерении бороться за наведение порядка в колониях Мордовии, сообщает "Интерфакс". "Очень многое зависит от главы УФСИН того региона, в котором находится уголовно-исполнительная система. В Красноярске ситуация гораздо лучше, чем в Мордовии. Мне бы хотелось поработать над тем, чтобы Симченкова (начальник Управления ФСИН по Мордовии Олег Симченков) сместить. До тех пор, пока он будет у власти, в Мордовии ничего не изменится", — сказала журналистам Толоконникова.
По ее словам, в регионе процветает круговая порука, когда прокурор заявляет, что он не видит ничего, хотя за несколько дней до этого там была огромная комиссия, выявившая безумное количество нарушений.
"Заявление прокурора о том, что нарушений нет, это цинизм. И я буду бороться, чтобы все нарушения были признаны и исправлены, поскольку в колонии остались люди, которые мне дороги. Я бы хотела постоять за них", — заявила Толоконникова. Она отметила, что есть и честно выполняющие свои обязанности сотрудники ФСИН. "Я ни в коем случае не мажу всех сотрудников ФСИН грязной краской. Я увидела также за время заключения, что они могут честно нести свою службу. Хотелось бы, чтобы таких сотрудников становилось больше. Но есть и такие, кто нарушают наши права ежедневно. Поэтому нужно бороться за то, чтобы условия были по-настоящему достойные: как бытовые, так и психологические", — сказала Толоконникова.
Она добавила, что отношение к заключенному должно быть как к обычному, нормальному человеку. "К заключенному следует относиться как к нормальному человеку, и, может быть, даже более внимательно. Но ни в коем случае не как к отбросам общества, как это происходило в Мордовии", — сказала Толоконникова.
Между тем Страсбургский суд принял к рассмотрению жалобу защиты трех участниц панк-группы Pussy Riot, задав правительству России семь вопросов, сообщили в Межрегиональной правозащитной Ассоциации "Агора". По словам правозащитников, ЕСПЧ задал правительству РФ семь вопросов, касающихся позиции России по указанным в жалобе защиты участниц Pussy Riot претензиям.
Правозащитники уточнили, что коммуникация жалобы ЕСПЧ означает, что пройден первый этап рассмотрения, и суд задал вопросы властям страны по делу. В ответ правительство России в лице заместителя министра юстиции Георгия Матюшкина готовит меморандум с изложением своей позиции. Государство может признать часть нарушений, предложить мировое соглашение или полностью отрицать нарушения.
ЕСПЧ приложил перевод текста песни Pussy Riot, исполненной в храме Христа Спасителя, и попросил правительство предоставить копии записей выступлений панк-группы, включая видео перфоманса в Храме Христа Спасителя, признанного судом в России экстремистским материалом.
Ранее представитель "Агоры" Дмитрий Колбасин сообщил, что защита участниц панк-группы Pussy Riot обратилась в ЕСПЧ с жалобой на нарушения своих прав. "Речь идет о нарушениях свободы выражения мнения, права на свободу и личную неприкосновенность, запрещения пыток и права на справедливое судебное разбирательство", — сказал Колбасин.
Интересы Pussy Riot в ЕСПЧ представляют адвокаты Ирина Хрунова, Йонко Грозев (Болгария) и юрист Дамир Гайнутдинов.
17 августа прошлого года Хамовнический суд Москвы признал трех участниц Pussy Riot — Надежду Толоконникову, Марию Алехину и Екатерину Самуцевич — виновными в хулиганстве по мотивам религиозной ненависти и вражды. После скандального панк-молебна в храме Христа Спасителя, каждая из них была приговорена к двум годам лишения свободы в колонии общего режима.
10 октября Мосгорсуд изменил приговор в отношении Самуцевич, заменив ей реальный срок наказания на условный. Наказание для остальных осужденных было оставлено в силе. Их этапировали к месту отбывания наказаний: Алехину — в Пермский край, затем в Нижегородскую область, Толоконникову — в Мордовию, а позже в Красноярский край.
Срок заключения девушек истекал в начале марта 2014 года. Сегодня Алехина и Толоконникова вышли на свободу по амнистии, объявленной Госдумой в связи с 20-летием Конституции.