В Набережных Челнах военные учатся управлять тяжелым "КамАЗом" – при этом их командование больше не опасается, что новички могут повредить дорогостоящую технику. Большинство курсантов – из Южного военного округа, там восемьдесят процентов армейской техники – на базе "КамАЗа".
Под капотом этого "КамАЗа" отсутствует двигатель, а вместо колес установлены пневматические цилиндры. Электромотор мощностью меньшей, чем у микроволновой печи, в считаные секунды переносит водителя из учебного класса на трассу. Такой виртуальный тест-драйв на тренажере полностью имитирует вождение реального грузовика
"Есть военные части, которые в горной местности эксплуатируют такие грузовики – для них это очень хорошая практика Если водитель хотя бы чуть-чуть пройдет подготовку, у него будет опыт, чтобы какой-то процент ДТП убрать", – рассказывает начальник автотранспортной службы войсковой части номер 11384 Михаил Букин.
- Заводи, поехали!
Оператор тренажера включает программу горной извилистой дороги и задает параметры: водитель военного "КамАЗа" везет 20-тонный груз сначала по узкому серпантину, затем по пересеченной местности. До малейшей точности тренажер имитирует реальное управление: кабина идет на крен, на затяжном подъеме педаль газа дается тяжело. Симулятор грузовика – полностью отечественная разработка, созданная казанскими учеными и инженерами научно технического центра "КамАЗа".
"Датчики стоят на каждом пневмоцилиндре, на каждой педали, рулевом управлении и коробке передач", – объясняет разработчик тренажера "КамАЗ" Виталий Черных.
Большинство офицеров учебной группы служат в Южном военном округе, где почти 80 процентов автомобильной техники – на базе "КамАЗа". На тяжелом военном грузовике преодолеть такие участки горных дорог даже для опытного водителя – настоящее испытание. Оттачивать мастерство теперь будут на таких тренажерах.
"Здесь на тренажере габариты не чувствуются. Поэтому когда после тренажера человек сядет за настоящий автомобиль, ему будет даже легче управлять", – уверен старший группы повышения квалификации офицеров Южного военного округа Александр Бабушкин.
"Основная цель – уменьшить проблемы при эксплуатации. Проходя теоретическую и практическую подготовку, они получат знания, и это уменьшит количество поломок и увеличит срок эксплуатации автомобиля", – говорит заместитель заведующего кафедрой автомобильной техники и новых технологий учебного центра "КамАЗ" Рауф Хамитов.
Между министерством обороны и "КамАЗом" действует соглашение о поставке специализированных грузовиков с бронированной кабиной и платформой, рассчитанной на использование грузовика в качестве тягача для перевозки многотонных грузов и тяжелой военной техники.
Грузовики для Министерства обороны собираются на общем конвейере с гражданскими. Только начинка этих машин кардинально другая. Военные "КамАЗы" полноприводные, многие элементы усиленной подвески взяты от спортивных грузовиков, участвующих в ралли. Платформа машины специально разработана научно-техническим центром для возможности установки на нее систем противовоздушной обороны, залпового огня и комплексов связи. С многотонным грузом машины смогут свободно преодолевать даже самую труднопроходимую местность.
После обучения первой группы офицеров в учебном центре "КамАЗа" планируют продолжить совместные с Минобороны семинары, а в перспективе – создать сеть учебных центров с такими тренажерами в каждом военном округе.