Первые прямые выборы губернаторов пройдут уже этой осенью. Но пока новые губернаторы Саратовской и Московской областей избраны по действующей схеме. Впрочем, порядок избрания — вторичен. Более важным для благосостояния регионов и управляемости России является то, какие губернаторов связывают отношения с федеральным центром. В чем единороссы готовы проявить гибкость, а что полагают неприкасаемыми принципами? Именно это "Вести в субботу" обсудили в ходе политически принципиального интервью с многолетним сопредседателем Высшего совета "Единой России" Сергеем Шойгу, которого избрали губернатором Подмосковья.
- Сергей Кужугетович, не все разбираются в юридических тонкостях — вы уже губернатор или еще министр?
- Сейчас я в двух ипостасях. Я вступлю в губернаторство после 11 мая.
- Представим, что вы уже губернатор. МЧС Московской области должно подчиняться губернатору Московской области или федеральному МЧС?
- По закону выстроено так, что все подчиняется федеральному министерству.
- Так и оставите?
- Думаю, да.
- Сейчас восстанавливается избираемость губернаторов. У них наверняка возникнет соблазн переделать ту систему, которая была в последний год.
- Мы уже это пробовали. Первый этап, который у нас был, сразу показал, что люди при переходе из одного в другое, как правило, уходя из одного, не доходят до другого.
- В целом позиция ваша ясна. Вы являетесь приверженцем федеральной вертикали?
- Да.
- Стоит приехать в Московскую область, чтобы увидеть контраст со столицей. При этом по утрам в областных городах люди берут поезда штурмом и едут работать в Москву. Где должны платить налоги жители Подмосковья — в Москве, где у них автоматически их вычитают их московские работодатели, или по месту жительства в Подмосковье?
- Хотелось бы, чтобы платили по месту жительства, потому что основная социальная нагрузка — в области. Там учатся дети, там они ходят в детские сады. А это все надо за счет чего-то строить и содержать.
- Политолог Виноградов, сказал следующую мысль: с избранием Шойгу совершенно точно с горизонта исчезнет идея объединения Москвы и Московской области в один субъект, но может по-другому явить себя тема расширения Москвы. Все-таки решение о расширении принималось задолго до нынешнего поворота вашей судьбы. Сейчас, когда вы на него смотрите, вы склонны согласиться, не согласиться или внести коррективы?
- Обсуждение продолжится до 1 июля, когда этот закон вступит в силу.
- По деталям или концептуально?
- Думаю, по деталям. Там есть перечень предложений о том, что будет с энергетикой, с системой жизнеобеспечения. Я имею в виду водозабор и очистные сооружения. Совершенно очевидно, что дороги нужны, и при таком подходе эти направления получат дополнительную нагрузку. И тут надо понимать, что делать, если у нас водозабор находится на территории области, а потребитель воды — на территории Москвы.
- Вы, наверное, были везде. А в Московской области есть места, какие-нибудь районы, которые вы не посещали?
- Конечно. Много таких мест в Московской области. Я в основном посещал те места, где была работа.
- Где торфяники горели?
- В том числе. Там, где надо было заниматься вместе с энергетиками теми же самыми "ледяными дождями" и прочими вещами.
- Есть ли у вас любимое место Подмосковье?
- Надеюсь, что появится. Любимые места по стране есть — и на севере, и в Сибири, и на Дальнем Востоке, и на Камчатке.
- Если не секрет, а вы сами проживаете в Москве или в области?
- В области.
- То есть вы местный?
- Да, я местный. Я там и прописан.
- Даже прописаны в Московской области?
- Да.
- Ну вам вообще ничего менять не надо.