Московская филармония сегодня. Специальный репортаж Д. Ганиевой

Московская филармония отмечает юбилей. Вот уже 90 лет она прививает слушателям хороший музыкальный вкус. В Концертном зале имени Чайковского весь день без перерыва – праздничный марафон. Публику ждут 13 концертов, в которых примут участие все штатные солисты и коллективы филармонии.

Московская филармония отмечает юбилей. Вот уже 90 лет она прививает слушателям – от мала до велика – хороший музыкальный вкус. В Концертном зале имени Чайковского весь день без перерыва – праздничный марафон. Публику ждут 13 концертов, в которых примут участие все штатные солисты и коллективы филармонии.

Чайковского Квартет имени Бородина готовит в подарок Московской филармонии, которой исполняется 90. Любимый "покровитель", "продюсер" и "прокатчик" – называют филармонию "бородинцы". 66 лет назад она взяла под крыло ансамбль из четырех студентов консерватории. Дала "кров" – репетиционный класс – и "пищу" – концерты, включая заграничные.

Квартет "поручителя" не подвел – стал, по мнению иностранных критиков, "самым совершенным" в мире и самым "долгоиграющим" – гинессовским рекордсменом. Хотя, что говорить о рекордах: поклонница 11 лет после концерта подарила музыкантам портрет.

"Узнаваемость однозначная, хоть и детским почерком написано, – рассказал Игорь Найдин, альтист, участник Квартета имени Бородина. – Определенно есть узнаваемость и в позициях, и в людях".

Перед марафоном мобилизовали всех. Руководитель музея филармонии Мария Шпотина отбирает кадры для выставки в фойе. Рассказывает, что в 1922 году злые языки предрекали, что филармония даже до десяти лет не доживет.

Прямая наследница дореволюционных музыкальных обществ, она была основана наркомом просвещения Анатолием Луначарским. Но в эпоху НЭПа концертные агентства росли как на дрожжах. Чуть ли не два десятка импресарио могли позволить себе пригласить звезду – тенора Ивана Козловского за бешеный тогда гонорар – полторы тысячи рублей. Худсовет филармонии – выпускники консерватории с композитором Николаем Мясковским во главе – столько заплатить не мог. Пошли другим путем.

"Филармония готовила ту публику, у которой зарплата была по тем временам 150 рублей, – рабочую публику. Сначала загоняли людей в клуб. Администрация даже могла сидеть на сцене, чтобы уставшие, вымотанные рабочие метрополитена не разбежались. Но поскольку привозили очень хорошие коллективы, постепенно эта публика приходила в залы сама уже", – рассказала Мария Шпотина.

Филармония делала ставку на талантливых молодых артистов. С 1930 года проводила Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей. Благодаря ему на весь Советский Союз стали известны имена бакинца Ростроповича, одесситов Ойстраха, Гилельса и Рихтера.

Энтузиасты – первых артистов филармонии иначе и не назвать. Легендарная арфистка Вера Дулова, отправляясь выступать перед пролетариями Новосибирска и Колпашева, опубликовала в газете свой поистине революционный манифест: "Откроем путь широкому движению культурных сил на Север". Слушатели сдавались не без боя.

"Филармония в начале 30-х годов занималась пропагандой творчества Бетховена. Люди этого еще не слышали, а им уже суперсовременные, авангардистские произведения давали. Естественно, публика слушала первое отделение, в котором играли Бетховена, Чайковского, а со второго отделения все уходили", – отметила Мария Шпотина.

На снимках – первые концерты: артисты – на фоне бюста Сталина с младенцем, в зале – испуганные пионеры в строгих платьях и курточках.

До конца 30-х филармонией руководило Управление цирков. И до конца 30-х у Филармонии не было собственного зала.

Синяя папка, говорит Мария, чудом пережила войну. Кто-то из прежних архивариусов не поленился собрать в ней все газетные заметки об открытии Зала имени Чайковского, где с 1940 года и располагается филармония. Заметка в "Вечерней Москве": "Когда вы сидите в партере нового Концертного зала имени Чайковского, он кажется вам совсем небольшим, по-домашнему уютным, очень интимным. Но вот вы поднимаетесь по рядам амфитеатра. И чем выше вы взбираетесь, тем зал представляется вам все внушительнее".

В газетах, конечно, не писали, что строилось здание для Театра Всеволода Мейерхольда и по его указаниям архитектор Дмитрий Чечулин проектировал эти лестницы и проходы. Они опустели в феврале 1940 года после расстрела режиссера. Через девять месяцев здесь "поселили" ансамбль Игоря Моисеева и Академический симфонический оркестр – будущий Светлановский. Коллективы вскоре "приписали" к филармонии. К ней автоматически перешел и концертный зал.

Помещение в подвале Зала имени Чайковского называют "Трюм Мейерхольда". Здесь великий режиссер собирался проводить свои театральные опыты. Сюда должна была опускаться сцена и подниматься отсюда – с декорациями. Сейчас здесь столовая для сотрудников филармонии. Это днем. А вечером – ресторан для публики.

Филармония настолько обжилась в зале, что, как Парижская опера, обзавелась собственным призраком. Привидение – здесь не решаются сказать, Мейерхольда – чаще всего видят в Камерном зале. Впрочем, детей, которые придут туда на дневные концерты юбилейного марафона, уверяет председатель Экспертного совета филармонии Евгений Баранкин, фантом не потревожит.

"Я хочу показать одну вещь. Может быть, ее впервые увидят. Это Steinway – один из самых знаменитых роялей в мире. Это новый рояль, на нем будут играть новые Рихтеры и Гилельсы", – рассказал Баранкин. Похоже, тоже подарок к юбилею. Артисты должны оценить.

На перевозку органа в 1940 году, писала та же "Вечерняя Москва", понадобилось "восемь пульмановских вагонов". Во всем своем величии "король инструментов" слышен и на верхнем балконе.

"Родион Щедрин здесь сидел совсем недавно. Здесь были его премьеры. Внизу – первый ряд, первый амфитеатр", – пояснил Евгений Баранкин.

Впрочем, в филармонии не существует VIP-мест. Акустику улучшали десятилетиями. С любого кресла амфитеатра не только слышно, но и видно, что происходит на сцене. Это позволило филармонии включать в репертуар самые неожиданные и дерзкие программы.

Кажется, ничто не чуждо этому залу – классика, джаз, сольные выступления гитаристов-виртуозов, танцы, оперы, детские спектакли с красочными декорациями – к Новому году ставили "Снежную королеву" – и выступления чтецов с оркестром. Ходить в филармонию с детства приучают лучшие "сказочники" – Олег Табаков, Алла Демидова, Павел Любимцев.

Юрий Стоянов читает "Алису в стране чудес". Администрация шутит: это единственный концерт, где мужчин в зале больше, чем женщин, – с детьми в основном пришли папы. Абонемент оказался так популярен, что записи выступлений выкладывают на сайт филармонии.

"Может быть, мы будем устраивать какие-то детские концерты с трансляцией по Интернету в отдаленные районы", – отметил Павел Лаврененков, звукорежиссер Московской филармонии.

Павел Лаврененков тоже готовится к марафону. Настраивает 48 микрофонов – столько потребуется для прямой трансляции юбилея в Интернете. Летом отсюда онлайн показывали Конкурс имени Чайковского – инициатива Валерия Гергиева.

"Это здорово, что есть Московская филармония с великолепными организаторским ресурсами, которые крупнейшими усилиями создавались на наших глазах даже в трудные годы, 90-е. Очень многое здесь происходит", – сказал Валерий Гергиев, народный артист России.

Московскую филармонию сегодня можно сравнить с крупным концерном. "Производят" хорошую музыку. Два собственных и еще восемь концертных залов с приоритетным правом аренды, десять штатных ансамблей, четыре десятка солистов, сотни сотрудников. Есть даже собственная типография.

В 13 концертах юбилейного марафона задействовали все силы – от хора имени Пятницкого до Академического симфонического оркестра под управлением Юрия Симонова. В 11 утра – старт, в полночь – финиш. Судя по проданным билетам, слушателей будет тысяч десять.