В пятницу для журналистов впервые открыли двери Качановской колонии, где отбывает срок бывший премьер Украины Юлия Тимошенко. И, пожалуй, никогда еще исправительное учреждение не сталкивалось с таким количеством желающих оказаться в его стенах. Правда, встретиться с высокопоставленной заключенной репортёрам не разрешили. Зато показали, в каких образцово-показательных условиях она содержится.
Даже если в колонии день открытых дверей, то работают они все равно лишь на вход. Сегодня пускают журналистов. Те, на кого пропуск не выписали, митингуют у ворот.
Встреча с Юлией Тимошенко в программу не входит, но всё, что показывают, так или иначе связано с ее тюремным бытом. Вот комнаты свиданий (разделение, как в отеле – подешевле за 25 гривен в сутки, люкс дороже – по 70). В люксе на прошлой неделе Тимошенко принимала дочь.
Качановская колония не только исправительная, но еще и трудовая. Производственная часть – отдельный предмет гордости администрации.
Основной производственный профиль Качановской колонии – пошивочные цеха. Реклама последней коллекции спецодежды висит на самом видном месте – над КПП. По странной иронии обшивают здесь и украинских медиков, которым Юлия Тимошенко как раз и не доверяет.
В рабочий полдень в тех самых швейных цехах ни за кройкой, ни за шитьем знаменитую заключенную телекамерам не застать. Юлия Тимошенко продолжает знакомиться с уголовным делом и жаловаться на здоровье и на украинскую медицину.
Несколько дней назад врачи, пришедшие к ней, в который услышали отказ. Действовали, как говорят, по рекомендациям немецких докторов. Сами рекомендации как минимум наполовину – врачебная тайна.
В документе, который распространила пенитенциарная служба, они заштрихованы. Общий вывод довольно скуп. Сообщается, что сознание пациентки ясное, а контакт с ней продуктивный. Насколько продуктивный, можно судить вот по этой цитате.
"Тимошенко категорически отказалась от предложенного осмотра специалистами Минздрава, получения рекомендованного лечения. В том числе консервативного и реабилитационного, настаивала на стационарном лечении в клинике "Шарите" (Германия)".
Медики, как выяснилось позже, предлагали Тимошенко много всего: массаж, мануальную терапию, гальванические ванны, гимнастику, электрофорез и даже водное шиацу. Широтой спектра услуг похвастается не всякое физиотерапевтическое отделение. Но медсанчасть образцовой женской колонии теперь тоже показательная. Оборудование свозили со всего Харькова. Но та, для кого так старались, им не воспользовалась.
"Часть оборудования из ведущих клиник Харькова. Всё, что нужно было для лечения, мы приобрели, — рассказывает лечащий врач Юлии Тимошенко Татьяна Демченко. – Для того, чтобы начать лечение, Юлия Владимировна должна дать свое согласие".
Тимошенко и сама была не прочь пообщаться с журналистами. Законом это не запрещено, но ее просьба осталась без ответа.
"Вы стуки слышали? – спрашивает журналистов руководитель группы защиты Юлии Тимошенко Сергей Власенко. – Это я стучал в металлические двери, чтобы меня выпустили. Меня там продержали два часа".
Пока прессу водили по колонии, в Верховной раде вновь пытались экс-премьера из этой колонии освободить. Но запрос оппозиции к президенту Януковичу по поводу судьбы Тимошенко и Луценко заблокировало большинство. В ответ оппозиция заблокировала саму Раду.
Сорвался в парламенте и брифинг главы временной следственной комиссии, которая изучала газовые контракты, за которые Тимошенко и получила срок. Главу встретили звоном кастрюль.
Комиссия в действиях Тимошенко разглядела элементы государственной измены. Открывать ли очередное дело против экс-премьера, теперь решать правоохранительным органам. Пока же Тимошенко ждет новый суд. До конца марта она должна закончить знакомство с так называемым делом "Единых энергосистем".