В четверг юбилей отмечает факультет журналистики МГУ. Он был создан 60 лет назад и стал первым в стране. За все эти годы журфак окончили более 20 тысяч человек, которые работали и работают практически во всех российских и многих зарубежных СМИ. На факультете сегодня проходит грандиозный праздник и встреча выпускников.
История журфака — это история его жизни. Второй декан и первый президент — Ясен Николаевич Засурский. Факультету 60 лет. Он здесь — 59. И это оставалось неизменным, когда менялось все вокруг — Моховая превращалась в проспект Маркса и обратно в Моховую, застой сменял оттепель, а рыночная экономика — социализм.
"У нас, кстати, ни один генсек не выступал, в отличие от российских президентов. У нас выступал Горбачев, говорил с нашими студентами хорошо, и был президент Медведев, и это все широко известно", — рассказывает Ясен Засурский.
Особая журфаковская атмосфера — про нее расскажет каждый выпускник. Выгодное местоположение — Моховая – вдали от университетской суеты и партийного начальства. Как огня боялись ремонта старинного особняка.
"Мы молились, только чтобы нас не переселили на Воробьевы горы. Даже на три месяца, два, один – мы не вернемся, растеряем преподавателей", — вспоминает выпускник факультета, спецкор "Коммерсанта" Андрей Колесников.
Среди великих учителей – конечно, Розенталь, с трудом переживший, что слово кофе в русский язык входит в среднем роде. Неподражаемая Елизавета Петровна Кучборская могла себе позволить выкинуть зачетку прямо с балюстрады.
"Она пришла и спрашивает а кто основал ГМИИ на Волхолнке. А она про него много в лекциях рассказывала. Никто не знал. Как, вы не знаете, кто основал? — Молчание. — Мне с вами неинтересно. И ушла", — делится воспоминаниями доцент факультета журналистики Григорий Прутцков.
У журфака столько легенд и баек накопилось – на целую книгу, к юбилею изданную. Здесь и про то, как пришел поступать 94-летний старичок и блестяще прошел творческий конкурс, и про портреты Ленина и Сталина, которые сменили однажды ночью на анфас Ломоносова – и никто даже внимания не обратил. И про таинственную серую дверь с большим замком – у гардероба. Всегда закрыта. Говорят — ведет в бомбоубежище, построенное как раз под памятником.
"И выход — в одном из люков. Здесь несколько канализационных люков: некоторые — канализационные, но некоторые – и никто не знает, какие именно, — это выход", — пересказывает с улыбкой Григорий Прутцков.
- А вы там были?
- Об этом не надо знать.
А вот факты, которые знают все. Журфак сегодня — это 15 кафедр вместо одной, с которой все начиналось. Сталин сказал, журналисты должны быть все-таки грамотными, пусть учатся в университете. Но идеология хромать начала сразу.
Столько критики в свой адрес не слышал ни один другой факультет университета. Журфак ругали и за то, что девочек много принимает, и за то, что рабочей молодежи не хватает – сплошная интеллигенция. и за то, что экономику преподают как-то мало, зато литературу в избытке. Кстати, упреки по поводу девочек и недостаточной экономической подкованности выпускников сохраняются и сегодня.
На журфаке отвечают — с девочками бороться не будем, на экономику поднажмем. Грамотных экономических обозревателей действительно катастрофически не хватает медиарынку.
"Журналист цифровой эпохи это сверхмобильный журналист, который в состоянии реагировать на то, что происходит внутри самих событий: не после, а внутри", — убеждена декан факультета Елена Вартанова.
В день юбилея факультет открывает новый мультимедийный центр. И по традиции распахивает двери для всех своих. Своими за 60 лет стали двадцать с лишним тысяч человек.
