Власти Великобритании не дадут Джулиану Ассанжу покинуть страну. Об этом заявил глава МИД Соединенного Королевства Уильям Хейг. Эти слова прозвучали после того, как Эквадор официально предоставил основателю скандального портала WikiLeaks политическое убежище. У здания дипмиссии южноамериканского государства в Лондоне собрались сотни сторонников Ассанжа. За порядком следят усиленные отряды полиции.
За решением дела о предоставлении политубежища Джулиан Ассанж следил в своих апартаментах первого этажа посольства Эквадора, где он живет уже почти два месяца. Посмотрев в прямом эфире пресс-конференцию из столицы Эквадора Кито, заметно повеселевший австралиец вышел в коридор и начал благодарить персонал посольства за помощь.
После долгих месяцев борьбы с мировым злом в одиночку Джулиан Ассанж наконец-то нашел страну, готовую представлять его интересы на международном уровне. На практике это означает, что теперь Ассанжу гарантирована защита Эквадора и финансовая помощь. Основатель Викиликс теперь сможет хотя бы рассчитывать на то, что Эквадор будет оплачивать ему адвокатов.
Но пока ни на один шаг ближе к свободе Ассанж не стал. Принимая решение о предоставлении политубежища власти Эквадора, как сегодня рассказал глава МИДа этой страны, вступили в переговоры со шведской стороной и потребовали у них гарантий, что они не выдадут его Соединенным Штатам, если Ассанж сам им сдастся. Но те гарантий не дали.
Больше всего недовольна развитием событий Великобритания. Как выяснилось, Эквадор проводил с Даунинг-стрит долгие консультации, просил выпустить Ассанжа из страны и дать улететь в Латинскую Америку, но Лондон ответил твердым отказом и выразил сильное разочарование сегодняшним развитием событий.
Вообще, отношения между этими двумя странами буквально зашли в угол относительно Ассанжа. Британия заговорила чуть ли не на языке ультиматума, пригрозив снять статус неприкосновенности с посольства Эквадора в Лондоне, взять его штурмом и захватить Ассанжа. Вот цитата из письма, которое получил МИД Эквадора из Британии.
"Вы должны знать, что у Великобритании есть правовая база — Акт о дипломатических и консульских помещениях от 1987 года — которая позволяет нам предпринять надлежащие действия, чтобы арестовать мистера Ассанжа на нынешней территории посольства. Мы искренне надеемся, что до этого не дойдет, но если вы не способны решить проблемы пребывания мистера Ассанжа на вашей территории, это даёт нам все права".
Когда глава МИДа Эквадора Рикардо Патиньо в гневе продемонстрировал публике письменные угрозы, правительство Британии попыталось отступить и заявило, что это были не угрозы нападения на посольство (которое является суверенной территорией другой страны).
"Но какой ещё вывод мы можем сделать, читая вот это письмо, с которым выступили британские чиновники? В международной дипломатии это – прецедент. Подобного ни политологи, ни журналисты не могут припомнить даже в годы холодной войны", — пишет газета The Guardian.
Угроза со стороны Британии, беспрецедентна. Никто в мире, как пишет The Guardian, не поверит, что такими угрозами Соединенное Королевство могло бы сыпать, если бы речь шла о выдаче простого иностранца, разыскиваемого даже не для суда, а для допроса другим иностранным государством.
На память британским журналистам приходит только история с убийством британского полицейского Ивоны Флетчер. По женщине, предположительно, стреляли из окон посольства Ливии. Но даже тогда Британия пошла лишь на блокаду здания, и не решилась войти на его территорию.
То, что происходит сегодня, аналогов в современном мире не имеет. При этом эксперты и политологи обращают внимание на явные двойные стандарты. Стараясь экстрадировать Ассанжа в Швецию по ордеру, который многие юристы ставят под сомнение, сам Лондон не выдает, к примеру Закаева и Березовского, несмотря на все международные ордеры, выданные без нарушений. Политика Эквадора — тоже своего рода прецедент. И есть мнение, что сейчас больше внимания мировой прессы и политики будет даже не к личности Ассанджа, а к тому факту, что маленькая латиноамериканская страна решилась на это столь неравное противостояние.