Михаил Хазин: мы вступаем в ВТО в период мирового кризиса

После вступления в ВТО страну завалят товарами по демпинговым ценам. Такую нерадужную перспективу нарисовал президент Компании экспертного консультирования "Неокон" Михаил Хазин. О возможностях и рисках России в единой зоне торговли спорили участники семинара "Вступление в ВТО - будущее России".
После вступления во Всемирную торговую организацию страну завалят товарами по демпинговым ценам. Такую нерадужную перспективу нарисовал президент Компании экспертного консультирования "Неокон" Михаил Хазин. О плюсах и минусах, возможностях и рисках России в единой зоне торговли спорили участники семинара "Вступление в ВТО ― будущее России". Сторонников интеграции немало. Те, кто уже вступил ВТО ― не так давно это сделала Индия ― называют среди плюсов предсказуемый бизнес-климат, защиту от экономической дискриминации, кратное увеличение иностранных инвестиций. 

"Весь мир ждет вступления России в ВТО и считает, что она станет активным игроком", — говорит Раджеш Аггарвал, директор Департамента деловой и торговой политики международного торгового центра Женева. Впрочем в самой России оптимизм куда умереннее. При довольно низкой производительности труда, мы ориентируемся на европейский уровень зарплаты, условия ведения бизнеса оставляют желать лучшего, качество продукции по многим направлениям не может конкурировать с западными аналогами. Вкупе с огромным дефицитом рабочих кадров и оттоком капитала мы получаем, по мнению президента Компании экспертного консультирования Михаила Хазина, крайне неблагоприятные условия для вступления в ВТО. 

Михаил Хазин: "Основная проблема ― мы вступаем в ВТО в период мирового кризиса. Товары по демпинговым ценам нам будут завозиться, потому что на Западе они не стоят ничего". Между тем с точки зрения Минэкономразвития, условия для вхождения в ВТО для России сегодня, скорее благоприятные. Так, конкуренция подстегнет отечественного производителя к активному поиску и модернизации, против демпинга с Запада и Китая можно выставить таможенные пошлины, есть и другие защитные меры, уже апробированные другими странами.
 
Виктор Батанин, заместитель начальника Департамента торговых переговоров Минэкономразвития России, объяснил: «ВТО не является организацией свободной торговли. Все страны имеют сходные интересы ― защита национального производителя, национальной экономики». Однако именно этот довод оказался очень спорным в дискуссии.  Предприниматели и эксперты вовсе не уверены, что государство отстаивает сегодня интересы отечественного товаропроизводителя и будет делать это впредь.

"Если пройдете по улицам Москвы, то увидите холодильники с Кока-колой. Российской воды там нет. Почему вы не призовете к ответу Коку-колу? Не надо рассказывать, что будете кого-то там защищать. Не будете, как и раньше этого не делали", -  заявил Михаил Хазин. Виктор Батанин, прокомментировал: «Предприятия должны понять: правительство ― это не добрый дядя, который все должен знать, за всех все решить и всех защитить. Защита бизнеса и рынка в контексте ВТО лежит на бизнесе».

Однако по словам экспертов, мы слишком маленькая экономика, чтобы защитить свой рынок рыночными же мерами. Создание институтов по защите отечественного товаропроизводителя, особенно сельхоз, который и без ВТО чувствует себя крайне неуверенно, задача именно государственной важности. Виктор Батанин, который на семинаре вынужден был отвечать за чиновников всех уровней заверил, что перечисление мер только по компенсации рисков сельхозпроизводителя займет весь семинар. Работа продолжается.