Лидерами российской оппозиции могут быть только люди дела, уметь громко критиковать с трибуны для этого недостаточно. "Естественным образом шелуха будет отсеяна, и появятся действительно яркие, интересные и содержательные люди, которые смогут взять на себя ответственность за какие-то отрасли, сферы общественной жизни, а может быть, и за всю страну", — подчеркнул Владимир Путин.
Говоря о нынешних видных оппозиционерах, глава государства отметил, что "если человек претендует на роль лидера чего-то, он должен что-то сделать, чтобы доказать, что он что-то может". "Одно дело — подвергать что бы то ни было критике, даже справедливой, а другое дело — предложить какую-то конструктивную повестку, — цитирует его слова агентство "Интерфакс". — Я не отвергаю никого и не хочу принизить достоинств ни одного из возможных лидеров оппозиции, но, конечно, кроме шума, крика, внешнего эффекта человек должен что-то сделать, показав, что он способен на позитив, и только после этого человек может претендовать на то, чтобы быть лидером чего бы то ни было. Там ведь много желающих возглавить, но это дело самого этого society".
По его словам, "просто потому, что человеку что-то не нравится, и он что-то эффектно критикует, вряд ли можно сделать вывод, что он может что-то возглавить", и "несмотря на их хамоватое поведение", Владимир Путин "смотрит спокойно" на оппозиционеров. "И очень надеюсь, что появятся вот такие вот серьезные люди", — добавил президент.
"Да, есть люди, которые с чем-то не согласны, и они имеют право на то, чтобы свою точку зрения выразить так или иначе. Конечно, в рамках закона. Но нельзя сделать вид, что это — все наши граждане. Наоборот, подавляющее большинство поддерживает Путина. И это дает основание заниматься той государственной деятельностью, которой я занимаюсь до сих пор", — констатировал он.
В то же время, глава государства отметил, что привык к критике и совершенно не удивлен протестами и оппозиционными митингами: "Я был инициатором и занимался с самого начала наведением порядка на Кавказе. По сути, шли боевые действия, война была. С первых шагов почти все, что я делал, подвергалось критике. Но я был абсолютно убежден в том, что другого пути нет для того, чтобы сохранить целостность российского государства. Достаточно много сил, которые не хотят укрепления России. Кто-то есть в стране, кто или не понимает, не хочет понимать, думает, что что-то можно сделать по-другому, и было бы лучше. Ничего удивительного".
Несмотря на критику, Владимир Путин не слишком пристально следит за своими рейтингами. "Ну, конечно, мне приносят. Я смотрю, в общем, обращаю на это внимание. Но главное — внутреннее чувство правильности того, что я делаю, и чувство того, как люди на это реагируют. И не только узкая группа уважаемых мною интеллигентов, но и коренной русский, российский народ", — подчеркнул президент.
Касательно процесса над Pussy Riot и совершенного девушками глава государства подчеркнул: "На самом деле правильно, что их арестовали, и правильно сделали, что суд у нас такое решение принял. Потому что нельзя подрывать основы морали, нравственности, разрушать страну. Мы с чем останемся тогда? Первая моя реакция была такая, что попросил верующих за них прощения, я думал, что на этом закончится".
Но, по словам политика, дело стали раскручивать, и "докатили до суда, а суд залепил им "двушечку". "Я здесь не при чем. Они этого хотели, они это получили, — сказал он, добавив, что все знают значение названия группы, но произносить такое вслух или в эфире неприлично. — Видите, если вы этого сказать не можете, значит, девчонки талантливые, они заставили весь мир произносить это слово".
По поводу того, что девушек осудили за разжигание религиозной вражды, а не за нападки на Патриарха Кирилла и президента, которые, по их словам, имели место, Владимир Путин заметил: "По данным экспертизы, они все, что касается президента, потом наложили, на самом деле они ничего подобного в храме не выкрикивали. Я не знаю, так это или не так. Но если это так, то тогда это означает, что это был, "а" — способ привлечь к себе внимание, и "б" — способ самозащиты, сказав, что не просто похулиганили и нагадили в храме, а занимались политической деятельностью".
В день юбилея глава государства прокомментировал и вечный вопрос об освобождении руководителя НК "Юкос" Михаила Ходорковского, за преступления которого в США могли бы дать несколько сотен лет тюрьмы. "Я не думаю, что мы должны делать что-то в ущерб правопорядку. Если в соответствие с юридическими процедурами это возможно, ради Бога. Но есть определенный порядок, — высказал свое мнение президент. — Для этого нужно, чтобы он обратился с помилованием. Это один из способов решения проблемы. Если он обратится с помилованием, мы его рассмотрим благожелательно, без кровожадных настроений".