Скандал с "Росагролизингом": "продавцы воздуха" наживались на фермерах

Скандал с "Росагролизингом": "продавцы воздуха" наживались на фермерах
Скандал с "Росагролизингом": "продавцы воздуха" наживались на фермерах
"Росагролизинг" не досчитался почти сорока миллиардов рублей. Деньги пропали в тот период, когда компанией управляла бывший министр сельского хозяйства Елена Скрынник. О финансовых махинациях рассказывает фильм "Всласть имущие", который показал телеканал Россия 1.

"Росагролизинг" не досчитался почти сорока миллиардов рублей. Деньги пропали в тот период, когда компанией управляла бывший министр сельского хозяйства Елена Скрынник. О финансовых махинациях рассказывает фильм "Всласть имущие", который показал телеканал Россия 1.

Чем больше вскрывается фактов, тем сильнее эта история напоминает сюжет гоголевских "Мертвых душ". За тем исключением, что Чичиков все-таки действовал один на один с продавцом, а тут, вероятнее всего, был широкий круг единомышленников-соучастников. Правда, в конечном итоге все ниточки все равно ведут в одно и то же место — государственную компанию "Росагролизинг". В 11 главе "Мертвых душ" Гоголь написал такую фразу: "Что ни говори, не приди в голову Чичикову эта мысль (о покупке мертвых душ), не явилась бы на свет сия поэма". "Без "Росагролизинга" эти схемы бы не работали, — вторит классику старший советник генерального директора компании "Росагролизинг" Евгений Зеленский. – Они создавались в самой компании".

"Росагролизинг" появился в 2001 году. Его основной задачей была реализация программы господдержки сельскохозяйственных производителей. Из федерального бюджета компания получала деньги, закупала необходимое оборудование или сырье и предоставляла все это фермерам в лизинг, запрашивая в качестве вознаграждения всего полтора процента годовых. Сельхозпроизводители воспрянули было духом: кредитные ставки коммерческих банков их ставили на колени. Но вскоре поняли — хрен редьки не слаще. Оказалось, что "играть" с "Росагролизингом" можно только по его правилам. Например, госкомпания объявляет сельхозпроизводителю, что есть только один поставщик оборудования – допустим, элеватора. "Росагролизинг" за этот элеватор платит почти в два раза дороже рыночной стоимости: 450 миллионов рублей вместо 250. И отдает в лизинг. С учетом годовых фермер должен за него уже 470-480 миллионов. А разница между рыночной ценой и заплаченной на самом деле – те самые 200 миллионов – исчезает. Как и где, сейчас выясняют следователи.

Фермер Занозин мечтал превратить поросшее травой поле в передовую молочную ферму на 1000 коров и даже получил 280 миллионов рублей на импортные доилки. На документах и актах получения денег его подпись стоит. Но деньги эти он так и не увидел.

В Липецкой области хищение средств "Росагролизинга" уже выявлено. Идет следствие; в числе подозреваемых — Олег Донских, подчиненный Елены Скрынник, пока она была министром, а ранее — коллега по "Росагролизингу". Журналистам одного из липецких изданий махинации помогли вскрыть те, кто волей-неволей оказался к ним причастен и не смог молчать. "К этим схемам причастны всего несколько человек, которые зарегистрировали на себя десятки компаний", — рассказывает Игорь Луговой, автор сайта Gorod48.ru.

Помимо поставок оборудования, "Росагролизинг" занимался еще и обеспечением производителей минеральными удобрениями, зерном, топливом. Но зачастую сырье существовало лишь на бумаге. Этот сценарий был обкатан не единожды – и в Краснодарском крае, и в Липецке, и в Тамбове. Готовился пакет документов, который служил основанием для перевода средств, мифическое сырье продавалось, разгружались мифические же вагоны – на это тоже есть соответствующие бумаги. А покупатель – тут налицо коллективный сговор – вскоре объявлял себя банкротом и исчезал. В результате подобного документооборота счета организаторов пополнились на 6 миллиардов рублей.

На то, чтобы вернуть доверие к компании, у нового руководства "Росагролизинга" ушло несколько месяцев. С теми же, с кем дружило прошлое руководство, "Росагролизинг" теперь судится. Юристы госкомпании отправили более тысячи исковых заявлений на сумму более 40 миллиардов рублей. Иски предъявлены недобросовестным поставщикам за завышенные цены, некондиционное оборудование или вообще его отсутствие. А также тем сельхозпроизводителям, кто не гасит вовремя или вообще не собирается выплачивать долг.