Широко распространено мнение, что Китай является продолжателем социалистической традиции, заданной СССР. Фактически, для многих россиян политическая жизнь Китая является реминисценцией советского периода нашей истории. Генеральный секретарь, ЦК Компартии, постоянные члены Политбюро, выходцы из комсомола – на первый взгляд, пытаясь разобраться во внутриполитической жизни Китая, попадаешь прямиком в 1980 год. Это впечатление подтверждает непрозрачность процедуры назначения высшего руководства внутри КПК, а также труднопроизносимые имена новых лидеров, в которых легко запутаться. Тем не менее имя нового лидера первой по количеству населения и второй по объёму ВВП страны мира ближайшие десять лет будет украшать собой первые заголовки газетных полос. А значит, есть повод присмотреться к этой фигуре и попытаться понять, в какую сторону новый лидер поведёт самую быстроразвивающуюся экономику планеты.
Си Цзиньпин – второй сын Си Чжунсуня, героя гражданской войны и близкого друга Дэн Сяопина – отца "китайского экономического чуда". Несмотря на происхождение, детство Си Цзиньпина трудно назвать счастливым – когда ему было 10 лет, его отца, занимавшего на тот момент посты Генерального секретарём Госсовета и руководителем отдела пропаганды, обвинили в участии во внутрипартийном заговоре, освободили от всех постов, сослали рабочим на завод, а через пять лет посадили в тюрьму. Сам Си Цзиньпин позднее скажет об этом времени в одном из интервью: "Первый год я не мог прилечь ни на минуту и был всё время простужен. В дождь и в грозу я собирал траву, чтобы устроить ночлег в пещере, а днём пас скот и таскал тяжести". Впрочем, подобные истории не редкость для нового поколения китайских руководителей, детство которых выпало на "культурную революцию" 1965-1976 гг. — период массового террора в отношении партийных работников и их семей, когда миллионы бывших чиновников и членов их семей были подвергнуты пыткам и издевательствам и высланы «на перевоспитание» в отдалённые сельские районы страны. Однако свидетельствам людей, которым доводилось близко работать с Си Цзиньпином, главной чертой, воспитанной в ссылке, стала несгибаемая твёрдость в принятии решения. Ли Куан Ю, министр-наставник Сингапура сравнил его с Нельсоном Манделой, отметив, что Си Цзиньпин "обладает феноменальной эмоциональной устойчивостью, не позволяя личным неудачам влиять на свои решения".
Во многом благодаря своему упорству и умению идти к намеченной цели Си Цзиньпину удалось пережить лихие годы «культурной революции» и даже поступить в престижный столичный университет Цинхуа по пролетарской квоте. Но его политическое восхождение началось лишь после того, как он окончил университет в 1979 году по специальности "химическое машиностроение" и поступил на службу секретарём в Канцелярию Госсовета КНР и Канцелярию Центрального Военного совета. Стоит отметить, что первым начальником Си Цзиньпина был Гэн Бяо, бывший в своё время подчинённым его отца, Си Чжуньсуня. Так началось восхождение будущего лидера Китая. Большая часть его карьерного роста связана с провинцией Фуцзянь, где он прошёл впечатляющий путь от вице-мэра городского округа Сямэнь до губернатора провинции. Фуцзянь – одна из самых богатых и быстроразвивающихся провинций Китая, отделена от Тайваня, который официальный Пекин считает частью своей территории, тонким проливом. Тем не менее, несмотря на идеологические расхождения, ему удалось значительно увеличить двусторонний товарооборот, что способствовало бурному росту прибрежной провинции.
В 2000 году Си Цзиньпин был вызван в Пекин и лично допрошен Цзян Цзэминем по поводу так называемого «скандала Юаньхуа» вокруг нелегальных поставок группой компаний, подконтрольной Лай Чансину, почётному гражданину города Сямэнь, товаров суммой на 9,4 млрд. долларов. Несмотря на тщательное расследование на самом высоком уровне, а также тонны компромата, в которых Лай Чансин обещал утопить коррумпированное руководство провинции, Си Цзиньпину удалось доказать свою непричастность к "скандалу Юаньхуа", и уже в 2002 году был переведён в провинцию Чжэцзян, где ему удалось зарекомендовать себя как непримиримого борца с коррупцией. Эта слава сыграла свою роль в 2006 году, когда Си Цзиньпин был назначен секретарём отделения КПК в Шанхае, сменив на этом посту Чэня Ланюя, приговоренного к 18 годам тюрьмы за нецелевое использование денег пенсионного фонда. С Шанхая началось вхождение Си Цзиньпина в высшие эшелоны китайской власти – он стал одним из девяти постоянных членов политбюро. После ликвидаций коррупционного скандала в Шанхае, Си Цзиньпин в 2007 году был назначен ответственным за проведение Олимпиады в Пекине, где также наблюдался запредельный уровень коррупции. Несмотря на сжатые сроки, Си Цзиньпину удалось сдать все объекты в срок, а китайская сборная впервые в истории заняла первое место в общекомандном зачёте. Эту победу Си Цзиньпин праздновал уже в новом качестве – 15 марта 2008 года он был избран заместителем председателя КНР Ху Цзиньтао, став наиболее вероятным преемником верховного лидера китайского народа.
Так что же за человек возглавит Китай? Большинство экспертов считают его главными качествами железную волю, непримиримое отношение к коррупционерам, а также компромиссность его фигуры среди различных группировок китайской элиты – выходец из "партии принца", собравшей детей влиятельной китайской номенклатуры прошлых лет, он сумел объединить вокруг себя многих членов влиятельной шанхайской группировки, которую связывают с именем Ху Цзиньтао. Его жена Пэн Лиюань – одна из известнейших исполнительниц военно-патриотических песен, одновременно является генерал-майором Народно-Освободительной Армии Китай, и в армейских кругах, ещё со времён службы в Канцелярии Центрального Военного совета у него обширные связи среди военных. Наконец, дочь Си Цзиньпина, Си Минцзэ учится в Гарварде под псевдонимом – а значит, его вряд ли можно обвинить в негативном отношении к Западу.
Если говорить о внешней политике, один из эпизодов биографии Си Цзиньпина даёт повод для раздумий. В феврале 2009 года на встрече с китайской диаспорой в Мексике ему задали вопрос, почему США винят Китай в глобальном экономическом кризисе. "Есть просто зажравшиеся иностранцы, которые любят тыкать в Китай пальцем. Мы не экспортируем революцию, не экспортируем голод и бедность, не причиняем другим головную боль — и что им еще надо?" – взорвался тогда заместитель председателя, чем дал повод для экспертов говорить о своём национализме.
Тем не менее, вряд ли стоит ожидать от будущего руководителя каких-то радикальных шагов. Несмотря на продолжающийся экономический рост, Китай уже демонстрирует признаки торможения. На этом фоне всё более частыми становятся народные волнения, которые, до поры до времени, властям удаётся гасить или подавлять. Однако новая волна кризиса может повлечь за собой социальные потрясения, и власти Китая будут вынуждены прибегнуть к поискам внешнего врага. Им вряд ли станет Россия – во время своего визита в 2010 году, на встречах с Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым, Си Цзиньпин заверил московских партнёров в необходимости сотрудничества, с новым лидером российские власти связывают и надежды на разморозку поставок в Китай российского зерна. Учитывая двухстороннюю экономическую привязанность, вряд ли стоит ожидать и ухудшения отношений с США. Однако недавние антияпонские выступления в связи со спорными территориями в Южно-Китайском море и строительство НОАК океанского флота говорит о том, что баланс сил в регионе стремительно меняется, а значит, те проблемы, которые сейчас существуют только в прогнозах, за ближайшие десять лет могут обрести чёткие очертания.