Вопрос о вступлении Румынии и Болгарии в Шенгенскую зону обсуждается с момента их вступления в Европейский союз в 2007 году. Впервые вопрос об их вступлении был поднят на встрече министров внутренних дел в сентябре 2011 года, однако тогда он был отложен из-за противодействия Финляндии и Нидерландов, которые заявили, что Румыния и Болгария недостаточно эффективно борются с коррупцией. В следующий раз эта проблема всплыла на высшем уровне в декабре 2011 года – тогда на саммите глав государств-членов ЕС было принято решение отложить этот вопрос, по меньшей мере, на три месяца. В марте 2012 года была принята "дорожная карта", в которой были прописаны условия вступления, а решение — перенесено ещё на год. Таким образом, отказ, который неминуемо последует в этот четверг, станет уже четвёртым за шесть лет членства Румынии и Болгарии в ЕС.
Официальной причиной отказа принять Болгарию и Румынию в Шенгенскую зону является недостаточность усилий правительств этих стран в борьбе с коррупцией. По словам министра внутренних дел Германии Ханса-Петера Фридриха, Болгария и Румыния не спешат с выполнением условий "дорожной карты", а визы этих стран можно получить за взятку, что может способствовать проникновению преступных элементов на территорию ЕС через эти страны. Фридрих добавил, что "граждане Германии одобрят расширение Шенгенской зоны, только если основные требования будут выполняться, чего в настоящее время не наблюдается".
Очевидно, что главной проблемой для дальнейшей интеграции Болгарии и Румынии является крайне низкий уровень жизни в этих странах. По показателю ВВП на душу населения Болгария и Румыния находятся на последнем и предпоследнем месте в Евросоюзе соответственно, в обеих странах этот показатель составляет меньше половины среднеевропейского. Затянувшаяся рецессия в еврозоне привела к тому, что развитие новых стран-членов идёт гораздо медленнее, чем ожидалось. Поэтому открыть границы сейчас означает для руководителей Евросоюза обречь себя на многомилионную волну миграции, которая захлестнёт более благополучные страны, в первую очередь, Германию, Францию и Великобританию.
Именно поэтому болгарско-румынской экспансии опасаются не только члены Шенгенской зоны. В частности, правительство Великобритании, не подписавшей Шенгенский договор, озаботил доклад, в котором указывается, что ежегодный приток мигрантов из Болгарии и Румынии может составить до 50 тысяч человек. В связи с этим ещё в конце января начало проводить антимиграционную кампанию, в рамках которой потенциальным эмигрантам рассказывалось о том, что улицы Британии не вымощены золотом, там всегда идёт дождь, работу найти трудно, а те вакансии, которые есть – низкооплачиваемые. Эти меры были с улыбкой встречены британской прессой, запестревшей ироничными заметками о том, как за полгода цветущая столица Олимпиады превратилась в унылый город вечного дождя. При этом отмечается, что за основу доклада взяты данные об эмигрантах из Польши и Чехии, въехавших в страну в 2004 году, когда свои границы полностью раскрыли лишь три "старых" члена Евросоюза. По мнению британских журналистов, имея широкий выбор, румыны и болгары скорее предпочтут близлежащую Германию, чем далёкий и туманный Альбион.
По всей видимости, это понимают и в Германии, а также в Голландии, которая является старейшим противником принятия Болгарии и Румынии в Шенгенскую зону и уже выразила свою поддержку позиции Ханса-Петера Фридриха на тот случай, если вопрос всё-таки будет поднят на голосование. В противном случае он будет снова отложен до тех пор, пока в борьбе Болгарии и Румынии с коррупцией не наметится коренной перелом, а точнее – на неопределённый срок. Более того, на предстоящей встрече предполагается поднять вопрос не о дальнейшем смягчении, а, наоборот, об ужесточении визовой системы внутри Шенгенской зоны, подразумевающем временное восстановление контрольно-пропускных пунктов на некоторых участках границы.
Европейский союз продолжает оставаться заложником собственной визовой политики, причём, похоже, ни одна из "старых" стран-членов не избежала этой проблемы. Великобритания столкнулась с массовым переселением жителей своих бывших колоний, в первую очередь, из Индии и Пакистана. Францию постигла похожая судьба с той лишь разницей, что переселенцы ехали туда в основном из Туниса, Алжира и Марокко. В настоящее время доля мигрантов из африканских стран и их детей составляет порядка 10% от населения Франции. Ситуация в Германии различается лишь тем, что большая часть турецких эмигрантов – турецкие рабочие и их потомки, приехавшие в страну в 60-е годы прошлого века, для обозначения которых канцлер ФРГ Конрад Адэнауэр изобрёл термин "гостевой рабочий" (нем. Gastarbeiter). Остальные развитые страны Евросоюза также, так или иначе, столкнулись с проблемой миграции: это касается как стран Северной Европы с её сверхмягкой социальной политикой, так благополучного Бенилюкса, в страны которого мигрантов привлекает высокий уровень заработной платы. При этом 30% населения Брюсселя, в котором находятся основные органы власти Евросоюза, исповедуют ислам, в связи с чем на прошедшее Рождество традиционную ёлку было решено заменить на электронную инсталляцию.
Главы ведущих стран Евросоюза ещё три года назад признали крах политики мультикультурализма и призвали ответственные ведомства выработать новые программы, которые помогут эмигрантам ассимилироваться к новой для них среде. В Великобритании, ставшей флагманом подобных изменений, обновлённый экзамен для получения вида на жительство, включает в себя не только традиционный тест на знание языка, но также историю культуры и страны, причём упор сделан именно на роль христианской идентичности. По мнению британских властей, такие меры помогут эмигрантам научиться уважать культуру и обычаи страны, которая станет для них новым домом. Хотя стареющая Западная Европа по-прежнему испытывает недостаток в рабочих руках, её жители больше не связывают с приезжими никаких иллюзий и стараются проводить максимально прагматичную политику.
Похожей логики придерживается руководство Евросоюза и в переговорах о введении безвизового режима с Россией. Согласно данным ФМС, около 200 тысяч россиян ежегодно покидают страну в поисках лучшей жизни. Однако европейские чиновники опасаются наплыва не столько россиян, сколько жителей республик бывшего СССР, с которыми у России действует безвизовый режим. Судя по последним инициативам правительства, например, по борьбе с "резиновыми квартирами", миграционный вопрос выходит на первый план не только в Евросоюзе, но и в России. Из-за последствий так называемой "демографической ямы" 90-х годов наша страна, как и Европа, нуждается в рабочих руках, а, значит, говорить об окончательном решении миграционного вопроса как и о введении безвизового режима с ЕС, пока не приходится. Тем более, как показывают примеры Болгарии и Румынии, любые существующие договорённости, могут быть отложены на неопределённый срок "из-за недостаточной борьбы с коррупцией".