В американском Конгрессе выступили представители российской оппозиции — Касьянов, Алексеева, Илларионов, Гудков. Рассказывали о своей деятельности, рассуждали о российско-американских отношениях. Только желающих послушать собралось не так много — у конгрессменов и журналистов были другие дела. В Москве же к этой поездке отношение неоднозначное.
4 дня российский депутат Гудков колесил по американским штатам, прежде чем забрался на Капитолийский холм. Статус мероприятию должны придать помещение, арендованное в офисном здании Сената, приглашенные сенатор и конгрессмен.
Аудитория — в основном выходцы из СССР и студенты. Рабочий язык встречи до конца понятен не всем. "Хочу извиниться за мой английский — он не слишком хорош. Практики не было", — сказал депутат Госдумы Дмитрий Гудков.
В таком формате Россию в Вашингтоне обсуждают ежегодно. "Я регулярно и в Европе, и в Америке участвую во всех таких встречах. Это часть моей политической деятельности", — подчеркнул сопредседатель ПАРНАСа Михаил Касьянов.
Участие действующего депутата Госдумы для организаторов — невиданная до сих пор удача. "Неважно, у кого здесь какие интересы. Мои интересы — получить поддержку в моих антикоррупционных расследованиях, в том числе и сенаторов, которые, например, могли бы помочь делать различные парламентские запросы", — сказал Дмитрий Гудков.
Алексеева, Касьянов, Гудков в программе — участники панели номер один. Взгляд на "жесткий" курс Путина у каждого — свой. "Оппозиция не может встать на ноги. Кремлем, Путиным размыты все пути к объединению. Гражданские активисты сказали нам: "Это — ваша политическая игра, мы не хотим в ней участвовать. Требуем честных выборов. О свободных уже забыли". И мистер Путин ответил: "Вот вам честные выборы. Мы устанавливаем видеокамеры на всех участках", — заявил Михаил Касьянов.
"Мой отец Геннадий Гудков, который был депутатом одиннадцать лет, изгнан из парламента без какого-либо расследования", — сказал Геннадий Гудков. "Правозащитные организации в России, к сожалению, существуют в основном на средства из-за рубежа", — отметила, между тем, правозащитник, председатель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева.
Проблемы, вставшие на пути демократии в России, организаторы тщательно фиксируют. Форум проводят отставной чиновник Госдепартамента. Задачи фонда — в разосланных приглашениях: "надежная поддержка демократических союзников, прав человека, вооруженных сил США, готовых к угрозам XXI века".
Главный спикер появляется ровно на пятнадцать минут. Бен Кардин — автор акта и соавтор "списка Магнитского" речи оппозиционеров пропустил — сенатору не до них. В США — секвестр, режут бюджет.
Кардину аудитория аплодирует. Дискриминационным актом, запрещающим въезд в США россиянам из "списка Магнитского", сенатор обещает не ограничиваться. "Я хочу увидеть свободные и честные выборы, где россияне выберут себе лидеров", — заявил Бен Кардин.
Американские СМИ, кроме русской службы "Голоса Америки", событие проигнорировали. Экспертное сообщество за пределами зала интереса не проявило. Исключение — Пол Крейг Робертс, в 80-х — солдат холодной войны, советник в администрации Рейгана, сейчас много пишет о России.
"Я сожалею о том, что случилось с Магнитским. Но дело не в нем, а в том, как это используется. Если бы США хотели равных отношений с Россией, они бы не трогали его имя. США хотят демонизировать Россию, чтобы потом дестабилизировать. Правительство США, не стесняясь, вмешивается во внутренние дела государства, вооруженного ядерным оружием. Это глупое и опасное поведение", — уверен Робертс.
Как еще на ситуацию в России реагировать Западу, спрашивали оппозиционеров. Называть свою организацию иностранным агентом Алексеева отказывается, несмотря на принятый в России закон об НКО. "Наши власти сопротивляются тому, чтобы мы получали поддержку из-за рубежа", — сказала Алексеева.
Американские власти противодействуют зарубежным лоббистам 75 лет. Закон о регистрации иностранных агентов подписал еще Рузвельт. "У Путина есть один крупный недостаток. По причинам, которых я не могу понять, российское правительство позволяло США на протяжении двух десятилетий финансировать российскую оппозицию. Но если США дают вам деньги, они ожидают, что вы будете защищать их интересы, иначе зачем их давать? Представьте себе, что российское правительство финансирует американскую оппозицию. Что произойдет? Оппозиция будет арестована, ее назовут предателем", — пояснил Пол Крейг Робертс.
Подвести итоги дискуссии, так и не ставшей жаркой, организаторы доверили сыну Михаила Ходорковского Павлу. Он хорошо говорит по-английски и щедро раздает гранты по линии Нью-Йоркского института современной России.
- Ваши оппоненты говорят, что вы тут революцию готовите?
- Наша организация не занимается политической активностью. Мы занимаемся просветительской работой. Не готовим революционеров, — подчеркнул Павел Ходорковский, глава фонда "Институт современной России".
С трибуны Ходорковский говорит при полупустом зале. Среди тех, кто досидел до конца полуторачасовой встречи, — экономист Андрей Илларионов. "Я бы не сказал, что она была очень продуктивная. К сожалению, свежих и интересных мыслей фактически не прозвучало", — считает Илларионов.
Михаил Касьянов с коллегой-оппозиционером едва ли согласен. Форумом доволен. Широко улыбается. "До свидания. Дальше частная жизнь началась", — говорит он.
Подробности частной жизни Михаила Касьянова в Twitter раскрывает его американский соратник по партии и Координационному совету российской оппозиции. На Капитолийском холме Касьянова ждали встречи с конгрессменами и сенаторами, в том числе беседа с самым известным американским русофобом Джоном Маккейном.