Дискуссия по Сирии осложняется сообщениями об использовании в стране химического оружия. Кто и при каких обстоятельствах его применял, на месте должна разобраться комиссия ООН.
Следы от пуль на машинах кортежа ООН — последствия обстрела. Комиссия должна была возобновить свою работу, но пока выезд откладывается, а значит, теряется драгоценное время. Во многом, именно от работы инспекторов может зависеть, будут ли Сирию бомбить, как Ирак и Ливию.
Информагенства распространили кадры, полученные через сирийские соцсети, на которых, якобы, запечатлен визит инспекторов в больницу к жертвам химической атаки под Дамаском. У США и их союзников сомнений нет: это дело рук сирийских правительственных войск. Доказательства пока не представлены, мотив тоже не установлен, но с каждым днем громких обвинений в адрес Дамаска все больше.
"Мир не может закрыть глаза, когда против гражданского населения используется химическое оружие. Нужно послать четкий сигнал любому авторитарному режиму, допускающему мысли об использовании такого оружия в будущем", — заявил премьер-министр Австралии Кевин Радд.
Сирийские власти, в свою очередь, утверждают, что за химической атакой стоят боевики: только им это выгодно, а США и Европа интерпретируют события так, как выгодно им.
"Они ищут предлог для агрессии, и это неправильно. Они не располагают доказательствами того, что сирийские правительственные войска действительно применяли химоружие против мятежников. Сирия заинтересована в международном расследовании фактов применения боевиками химического оружия, это отвечает нашим национальным интересам", — подчеркнул министр иностранных дел Сирии Валид Муаллем.
Начать операцию чуть ли не сейчас хочет Турция. Анкара заявляет, что присоединится к любой коалиции против Башара Асада.
"Задержка с допуском инспекторов ООН в Сирию вызвало еще больше подозрений. Турция всегда предпочитает действовать через Совет Безопасности ООН. Но если там нет единства мнений, это не значит, что мы можем сидеть сложа руки в то время, как рядом с нами разворачивается катастрофа. Мы должны действовать вместе с нашими единомышленниками", — выразил свое мнение министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу.
Единомышленников немало — за интервенцию почти все основные страны НАТО. У США в непосредственной близости от Сирии сразу несколько баз, на каждой из них — десятки самолетов, в Красном море — авианосец Harry Truman, в Аравийском – Nimitz, на подходе по Средиземноморью — эсминцы с крылатыми ракетами. И это только американские силы, а еще есть Великобритания, Франция, Турция, Италия и другие страны. В общем, преимущество в силе и технике явно не на стороне Дамаска, но там заявляют, что будут сопротивляется, военную операцию против повстанцев продолжат. Категорически против интервенции — Иран.
"Атака на Сирию будет иметь тяжелые последствия для всего региона. Мы надеемся, что у тех, кто добиваются военной операции, хватит мудрости, особенно учитывая, что Совет Безопасности ООН не давал разрешения по этому вопросу и, судя по всему, не собирается", — сказал представитель МИД Ирана Аббас Арагчи.
По данным американской и британской прессы, первые удары могут нанести уже на следующей неделе. Впрочем, готовы ли США и их союзники на такой шаг, зная, что последствия обязательно будут, большинство граждан их стран категорически против, а Совбез ООН санкции не даст — на самом деле очень интересный вопрос.