Тема:

65 лет Победы 14 лет назад

"Специальный репортаж": Советские партизаны в Бельгии

Советские солдаты были участниками Сопротивления во многих странах, оккупированных гитлеровцам. В Бельгии сражались целые отряды из бывших бойцов Красной Армии. По свидетельствам европейских антифашистов, "русские всегда выполняли самую трудную работу".

Советские солдаты были участниками Сопротивления во многих странах, оккупированных гитлеровцам. В Бельгии сражались целые отряды из бывших бойцов Красной Армии. По свидетельствам европейских антифашистов, "русские всегда выполняли самую трудную работу".

В конце Второй мировой войны два советских офицера оказались в Брюсселе, выполняя особое задание в штабе союзников. Они были одеты в английскую форму, остановились в отеле "Метрополь". Вдруг на улице к ним подошли молодые люди в штатском и безошибочно обратились к старшему из них по званию:

- Товарищ подполковник, разрешите обратиться?

- Кто вы?

- Бывшие бойцы Красной армии, а теперь – бельгийские партизаны.

Офицеры были ошеломлены.

Бельгия – тихая европейская страна. Спокойная, размеренная жизнь. Мы знаем, что во Франции во время войны были наши бойцы, воевали они и в Югославии. Но здесь? Оказывается, в Бельгии действовали целые советские отряды.

Ивану Терехову восемьдесят восемь лет. Позади у него – война, окружение, плен. Сначала его отправили в Германию, а потом – на бельгийские угольные шахты. Побег, партизанский отряд, участие в десятках опасных операций в тылу врага. И – невозвращение на Родину. Тогда же – знакомство с бельгийской девушкой, несмотря на войну – любовь. Из-за нее, говорит Иван Алексеевич, и остался. Главное место в семейных архивах – фотографии партизанской молодости.

Фашисты пересекли границу Бельгии 10 мая 1940 года. Началась долгая оккупация. Конечно, это – не Восточный фронт. Многие граждане работали, производили оружие для Рейха, добывали уголь. Но стало зарождаться и бельгийское движение Сопротивления.

Волгоград. Здание областного управления ФСБ. Здесь мы узнали о судьбе еще одного партизана. Местные "чекисты" позвонили нам в программу: "мы дело одно рассекречиваем и передаем родственникам – Ивана Дядькина. Интересная история". "Сейчас мы с вами ищем архивно-фильтрационное дело Дядькина Ивана Афанасьевича – достаем коробку, открываем. Пожалуйста. Это интересующее нас архивно-фильтрационные материалы", – показывает сотрудница архива. Через несколько дней дело Ивана Дядькина уже было готово для передачи его родственникам – сыну и снохе. Но об этом чуть позже.

А мы снова возвращаемся в Брюссель. Пожилой человек по имени Мишель Вандерборгт – главный антифашист Европы. Он показывает нам музей Сопротивления. Мишель бок о бок воевал с советскими партизанами. В его отряд входили десять русских бойцов. "Русские? Они выполняли самую трудную работу! Проводили самые опасные операции. Мы всегда смело полагались на них. Они были людьми военными, знали, как воевать – в отличие от местных жителей. Бельгийцы в основной массе никогда до войны и оружия-то в руках не держали". – рассказывает Вандерборгт. И вдруг, к нашему удивлению, Мишель показал нам фото того самого Ивана Дядькина из Волгограда.

Вновь Волгоград. Мы сопровождаем сотрудника областного управления ФСБ – у нее рассекреченные документы. По дороге узнаем: Иван Дядькин воевал с первого дня, потом – тяжелое ранение, плен и концлагерь. "Мы однажды смотрели фильм. И там показывали концлагер. Он рядышком сидел, и мы с ним смотрели. И он сидит, как-то заволновался, встал и ушел. Потом пришел, я говорю: пап, может, какую другую передачу? Он говорит: нет, вы сидите смотрите. Я просто не могу смотреть эти фильмы, особенно где фигурируют концлагеря, пытки. Я все это сам пережил, мне очень тяжело это смотреть", – вспоминает сноха Ивана Дядькина Людмила. Иван Дядькин не просто бежал – он организовал в Бельгии бригаду "За Родину", в которую входили пять партизанских отрядов. Командовал этой бригадой всю войну.

Местечко Эсне в бельгийских Арденнах – здесь в годы войны партизаны совершили одну из своих громких диверсий. Нас привез сюда Арманд Коллан, один из ведущих специалистов по истории Сопротивления в Бельгии.

– А вы знаете, какой путь они подорвали? Этот или тот?

- Вот он. Бельгийский поезд шел с левой стороны.

Партизаны захватили поезд, высадили весь экипаж. Сами разогнали состав, выпрыгнув прямо перед тоннелем. И тут же произошёл взрыв. Развороченные вагоны завалились набок. Железная дорога в Германию была заблокирована. Партизаны перебили очень важную артерию. Немцы несколько дней потом не могли освободить тоннель.

Во время одной из диверсий партизаны захватили пятнадцать гитлеровцев. И вдруг они услышали от них русскую речь! Оказалось, пленные – предатели, власовцы, которые воевали на стороне фашистов. Как раз в этой акции участвовал Иван Терехов. Он рассказал, как все происходило: "Нас было не очень много, их было больше, чем мы. После был суд, и они были приговорены к расстрелу. И я стрелял из пистолета калибра 12 миллиметров. Ну что поделаешь, война – это война".

Шестьдесят пять лет прошло после войны. Но это – до сих пор жуткое место. Пересыльный лагерь Бреендонг недалеко от Брюсселя. Фашисты размещали здесь пленных с востока, чтоб потом отправить в германские лагеря смерти. Через этот лагерь прошли более трех тысяч пленных. Половина погибла. Вот казематы, здесь же – мастерская для изготовления гробов. Она никогда не простаивала. Казармы – в каждой содержалось по пятьдесят человек. Комната пыток – тоже никогда не пустовала. Всё сохранилось так, как при фашистах. Теперь здесь музей. Пленных переодевали в бельгийскую военную форму. Она в изобилии хранилась на соседних складах. Утром чашка кофе, днем – баланда, вечером – 250 граммов хлеба. А весь день – тяжелые работы на угольных шахтах. На мемориальной доске – сотни русских фамилий.

Иван Терехов показывает свои награды. В том числе орден, принятый из рук бельгийского короля. Рассказывает, как в партизанские годы он с товарищами скрывался в землянках то в одном лесу, то в другом. "Питание наше было такое, как могли помочь местные. Нам давали хлеб, мясо, а летом мы жарили грибы", – вспоминает Терехов.

Партизаны не только совершали запланированные акции, они импровизировали, всегда балансируя на грани. "Они с одним парнем, ехали на велосипеде. Он говорит: пойдем зайдем к знакомым. -Да что ты, тут немцы, Иван, тут немцы. -Да что, говорит, пойдем выпьем кофейку да поедем на велосипедах. Зашли, говорит, смотрим – там офицеры немецкие. Подошел – "хэндэ хох", руки в вверх! Тот не успел опомниться, они ему руки заломили и бегом утащили из кафе". – рассказывает Людмила Дядькина.

Историк бельгийского Сопротивления Арманд Коллан показывает партизанское кладбище. Здесь лежат бельгийцы, поляки, французы, русские. "Вот на этом месте, – говорит Арманд – немцы и проводили казни. Сюда приводили партизан и других приговоренных. Автоматчики стояли где-то здесь. Людей привязывали к столбам. В отчетах немецких врачей, которые осматривали тела, говорится, что в партизан, в том числе и русских, коммунистов, выпускали значительно больше пуль, чем в других". Уже после войны сюда свезли землю из мест, которые сильнее всего пострадали от фашистов. В том числе из Парижа и вашего Волгограда. Теперь в Бельгии известны все советские партизаны, воевавшего в отрядах Сопротивления в годы войны. Их имена вписаны в историю страны.

В конце сороковых, после Победы, никто из партизан не знал, что их ожидает на Родине. Фильтрационные пункты, долгие проверки или ГУЛАГовские лагеря, ведь они бывшие пленные. Иван Дядькин вернулся в Россию. Иван Терехов остался в Бельгии. "Я много знакомых имею на Родине – рассказывает Терехов. – Когда ездил четыре раза в то время, некоторые боялись, что заберут и посадят в тюрьму ".

Иван Дядькин умер в 2004 году. Долго работал председателем колхоза, его уважали все односельчане. Правда, его сына, Петра, сержанта-десантника, перед отправкой в Афганистан сняли с самолёта – из-за отца, чьё прошлое, мол, связано с "заграницей". Но теперь все окончательно прояснилось.

А это Бельгия. Вместо эпилога – Иван Терехов демонстрирует чисто российский характер. "Без трех тостов, ребята, – говорит он – никуда от нас не уедете. А сейчас – за ваше здоровье". "В общем, я пережил эту жизнь очень тяжело, – заключает Терехов. – Советую вам всем бороться за мир. Мир, мир, мир – повсюду. Не только русские должны делать это, а вся молодежь всего мира. Нужно сказать им: жизнь – это самое полезное. Если ты проживешь ее хорошо – все будет хорошо.

Бельгия – тихая европейская страна. Трудно представить, что по этим улицам когда-то громыхали танки, гибли люди. А теперь – спокойная, размеренная жизнь.