В Брюсселе главы дипломатических ведомств стран Евросоюза приняли одно из самых жестких внешнеполитических решений за всю историю существования ЕС. Они договорились о введении эмбарго на импорт нефти из Ирана и замораживании авуаров иранского центрального банка. Санкции должны помешать Тегерану развивать свою ядерную программу. Однако эффект от санкций без преувеличения почувствует на себе весь мир. Иран готов заблокировать важнейшую нефтяную артерию – Ормузский пролив.
Новые санкции против Ирана единогласно одобрены министрами иностранных дел 27 стран-членов Евросоюза. В Брюсселе эти меры уже называют самыми суровыми в истории европейско-иранских отношений. К уже существующему списку европейских санкций против Тегерана, в котором полтора десятка пунктов, добавилось нефтяное эмбарго.
С сегодняшнего дня европейские компании не имеют права заключать новые контракты на поставки нефти с Ираном, а с 1 июля импорт иранской нефти в Европу должен полностью прекратиться.
По иронии, в первую очередь эти санкции скажутся на проблемных странах Европы: больше двух третей европейского импорта иранской нефти приходится на Грецию, Испанию и Италию. Сильнее других от поставок топлива зависят Афины: 35% всех потребляемых кризисной Грецией нефтепродуктов родом из Ирана. За оставшиеся до июля пять месяцев европейцам придется найти новых поставщиков, и это неизбежно приведет к серьезным финансовым потерям, цены на нефть на мировых рынках уже начали расти.
"Эти санкции вводятся для того, чтобы убедить Иран в серьезности наших намерений вернуться за стол переговоров. Предложения, сделанные год назад в Стамбуле, остаются в силе. Если Иран хочет предложить что-то свое, мы готовы это обсуждать", – заявила Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон.
Тегеран уже заявил, что не боится нового эмбарго: Европа в совокупности потребляет только 20% иранского нефтяного экспорта, столько же, к примеру, потребляет Китай. Все основные потребители иранской нефти находятся в Азии: помимо Китая это Япония, Индия и Южная Корея. Вашингтон и Брюссель пытаются уговорить Пекин поддержать санкции, но пока тщетно: во время последнего визита в Китай министру финансов США не удалось убедить власти страны сократить потребление иранской нефти.
Угроза Тегерана в случае введения Брюсселем санкций перекрыть Ормузский пролив, через который проходит пятая часть мирового оборота нефти, пока остается всего лишь угрозой. Американский авианосец "Авраам Линкольн" при поддержке британского и французского кораблей сегодня беспрепятственно проследовал через Ормузский пролив в Персидский залив. В настоящий момент помимо "Авраама Линкольна" в регионе несет дежурство еще один авианосец США – "Карл Винсон".
Сегодня в Брюсселе об этом не говорилось, но вероятность военного вмешательства против Ирана, судя по всему, по-прежнему рассматривается европейскими правительствами. Николя Саркози в минувшую пятницу, 20 января, заявил: "Нужно сделать все, чтобы не довести до военной операции, но время истекает".
Нефтяным эмбарго сегодняшние санкции не ограничиваются, в одобренном европейскими министрами документе содержатся также ограничения на проведение сделок с участием Центрального банка Ирана. Участники сегодняшнего совещания в Брюсселе договорились встретиться в мае, для того, чтобы подтвердить согласованные сегодня меры в случае, если Тегеран так и не вернется за стол переговоров.