В четверг, во время беседы с журналистами, Сергей Собянин поделился мыслями о возможных нововведених в Москве. В ходе разговора коснулись практически всего: алкоголя, пешеходных зон, столичного метро, мигрантов, такси и шлагбаумов во дворах.
В ближайшем будущем столичные власти могут запретить продажу алкоголя в магазинах, расположенных в жилых домах. "Мне не нравится, что у нас алкоголь продают в жилых домах. И формально ограничений нет, но я дал поручение поискать варианты как ограничить выдачу разрешений по торговле алкоголем во встроенно-пристроенных помещениях в жилых домах", — сказал мэр. Он отметил, что в городе достаточно стационарных помещений, вынесенных за пределы жилых домов, где можно торговать алкоголем.
Кроме того, он сообщил, что городские власти пока не рассматривают вопрос сокращения времени продажи алкогольной продукции. В настоящее время крепкий алкоголь в магазинах Москвы не продают с 23:00 до 8:00.
В беседе с журналистами Сергей Собянин сообщил, что в Москве до конца года, возможно, появятся первые пешеходные зоны. Это будут целые улицы, которые в выходные дни будут закрываться для автомобильного транспорта.
"Пока серьезно такой вопрос не обсуждается, но действительно есть мое поручение по проектированию таких пешеходных зон и в центре города, и в других городских районах. Пока предложения не выработаны, надеюсь, что первые пешеходные зоны мы сможем организовать уже в этом году", — добавил мэр. При этом он подчеркнул, что относительно Тверской улицы пока у городских властей таких планов нет.
Такие пешеходные зоны популярны в европейских городах. В частности, в Киеве в выходные дни для движения закрывается главная улица украинской столицы — Крещатик.
Насчет установленных в столичном метрополитене билетных автоматов мэр Москвы сказал, что большая их часть начнет работать через "месяц-полтора". "Эти автоматы только начали ставить. Мы хотели установить их еще в прошлом году, но промышленность оказалась не готова произвести для нас нормальную технику", — сообщил он. По словам Собянина, даже те автоматы, которые есть на данный момент, по большому счету, оставляют желать лучшего.
Между тем, как считает градоначальник, главная проблема не в автоматах, а в том, что метро в Москве одно из самых перегруженных в мире. "Я считаю, что без масштабного строительства метрополитена мы не улучшим транспортную ситуацию ", — констатировал он.
Для справки: в Нью-Йорке метро растянулось на 1200 километров, в Москве протяженность метро составляет всего 300 километров. Поэтому Сергей Собянин в подтверждение своих слов, что метро надо строить, привел планы городского правительства. Согласно им протяженность столичной подземки в течение пяти лет должна увеличиться на несколько десятков километров.
На вопрос, против ли он, чтобы горожане ставили шлагбаумы во дворах, ответил, что никоим образом не возражает. Но они не должны мешать проезду оперативных служб.
Однако, по словам мэра, городские власти пока не готовы обеспечивать установку шлагбаумов за счет бюджета. "Поэтому, если жители сами собрали деньги на установку шлагбаума, и хотят его установить, мы не возражаем", — заверил он.
Сергей Собянин также заметил, что никаких нормативных актов для этого не требуется. "Инженерная служба должна дать на установку разрешение и согласовать это с пожарными",- заключил он, приведя в качестве примера Центральный административный округ столицы, где уже установлено около 500 таких шлагбаумов.
Мэр Москвы также сообщил, что ситуация с нелегальной миграцией в столице стабилизировалась. Более того, в городе наблюдается резкое снижение количества приезжих из Китая.
Однако, как он отметил, самый хороший показатель — это снижение преступности со стороны мигрантов. "Половина всей преступности в Москве совершается мигрантами. За прошедший год количество преступлений, совершенных мигрантами, снизилось на 25 процентов", — сказал Сергей Собянин. Он пояснил, что речь идет о серьезных преступлениях: грабежах и так далее. "Главное — сохранить такую динамику", — отметил мэр.
Он признал, что такому мегаполису, как Москва, без мигрантов не обойтись. "Мигранты нужны. Главное, чтобы они были зарегистрированы, чтобы платили налоги и не совершали преступлений", — считает градоначальник. По его словам, чтобы обезопасить горожан от разбойников, в том числе приезжих, планируется обеспечить видеонаблюдением общественный транспорт, площади, улицы, дворы и подъезды, где собирается большое число людей.
"Причем, качество изображения должно быть очень хорошее, чтобы обеспечить раскрываемость преступлений. Это окажет серьезное профилактическое воздействие на потенциальных преступников", — сказал он.
Мэр также отметил, что приезжие рабочие не должны ютиться в подвалах, а должны снимать жилье. Однако, признал он, мигранты получают для этого не совсем подходящую зарплату. "Это экономическая проблема. Какой-то компромисс должен быть. Мы все равно будем заставлять их легализоваться, будем следить, чтобы они не прописывались по 40-50 человек в одной квартире. Будем вместе с ФМС инициировать изменения в федеральном законодательстве. Мы заинтересованы, чтобы они жили в нормальных условиях", — сказал Сергей Собянин.
По поводу отставок в столичном правительстве Сергей Собянин сказал, что оно и впредь будет освобождаться от людей, которые не способны работать. При этом он пояснил, что человек должен быть профессионалом, должен быть порядочным и приходить во власть не для того, чтобы набить себе карманы, а должен уметь работать в команде. "Вернее, в чиновничьей среде. Работать в бизнесе — одно, а когда приходишь на госслужбу, это совсем другое. Здесь другие правила игры. Нужно знать бюджетное законодательство, выстраивать взаимоотношения внутри различных комплексов. Если ты не справляешься, не хочешь работать — пожалуйста, на выход. Если ты провинился — тоже на выход ", — сказал мэр Москвы.
Он также выразил уверенность в том, что человек не должен засиживаться. "И подбор кадров, поиск молодых талантливых ребят — это не последнее направление в моей работе, а одно из первых", — заключил мэр.
Из-за начавшейся с 1 января текущего года реформы такси, легальный автопарк в Москве увеличился с семи тысяч автомобилей до 13. Сергей Собянин надеется, что к концу 2012 года легальный парк удастся довести до 20 тысяч машин.
"Мы должны дальше двигаться по этому пути. Мы же не хотим, чтобы у нас занимались перевозками гастарбайтеры, которые не знают город и к которым страшно садиться", — сказал мэр.
Он также добавил, что к нелегалам нужно применять полицейские меры. На данный момент в правительстве рассматривается специальное постановление: ГИБДД даются дополнительные полномочия по работе с нелегалами. Кроме того, с 1 июля будут введены жесткие штрафы за парковку "бомбил" на места для таксистов "в законе". Это станет серьезной преференцией для легальных таксистов и стимулом для остальных, чтобы легализоваться.
"Сегодня нелегальные таксисты паркуются где угодно, а легальным припарковаться порой в центре города вообще невозможно. Думаю, с 1 июля эта ситуация изменится",- сказал мэр. Он также сообщил, что единый тариф для такси пока вводиться не будет. "Сейчас главное — вывести такси из тени, легализовать",- отметил Сергей Собянин.
Также, судя по всему, плата за парковку автомашин на улицах центра Москвы в этом году вводиться не будет. "А если где-то и будет, то в экспериментальном режиме", — сказал градоначальник. По его словам, задача этого года — в целом навести порядок со стоянками машин.
"У нас сегодня паркуются и в два, и уже в три ряда. И под запрещающими знаками, где угодно. Конечно, от этого страдает и общественный транспорт, и сами автомобилисты", — констатировал он.
Сергей Собянин отметил, что ни один город мира такого себе позволить не может. "Поэтому этот год будет годом первых мероприятий по наведению порядка с парковками. Где можно парковаться — паркуешься, где нельзя — получаешь штраф. Причем, солидный", — заключил он.