Во Франции прошли теледебаты — лицом к лицу встретились президент Николя Саркози и победитель первого тура выборов Франсуа Олланд. Словесная схватка продолжалась почти 3 часа и вышла довольно агрессивной — кандидаты не обошлись без оскорблений. Саркози даже назвал своего оппонента "мелким клеветником". Спорили и о миграционной политике, и о европейском бюджетном пакте, и о выводе войск из Афганистана.
Здесь обычно показывают футбольные матчи, но сегодня на всех экранах спортивного бара, арендованного парижским отделением партии социалистов, только два игрока. И болеют здесь лишь за одного: Франсуа Олланда. Атмосфера праздничная: за трое суток до выборов он по-прежнему фаворит.
Телевизионная аудитория президентских дебатов — двадцать миллионов человек, это треть населения Франции и половина от общего числа зарегистрированных избирателей. И хотя большинство из них свой выбор сделали еще в первом туре, сегодня борьба идет за симпатии тех, кто в опросах социологов указан в графе "неопределившиеся". И на счету каждый голос.
До начала дуэли у Франсуа Олланда семипроцентное преимущество в опросах. Но козырь Саркози — пять лет президентства, а значит, пять лет телекамер и публичных выступлений. Перед схваткой он обронил: "Я разнесу соперника". Но именно Саркози первым теряет самообладание, когда речь заходит о самой больной для избирателей теме: кризисе. "Что бы ни случилось, вы довольны собой, это невероятно. Что бы ни случилось, вы рады. Французы не так рады, но вы рады. Я говорю об экономическом росте", — заметил Олланд. На что Саркози ответил: "Вы лжете". "У вас нет права так говорить", — парировал Олланд.
Каждый кандидат по своему трактует экономические показатели, и взаимные обвинения во лжи переросли в прямые оскорбления. Саркози назвал Олланда "мелким клеветником". Часто критикуемый за мягкий характер кандидат-социалист тоже не стеснялся держать себя вызывающе. "Почему вы думаете, что все иммигранты не из Евросоюза обязательно мусульмане? Что вы хотите сказать? Что все, кто не европейцы — мусульмане?" – спросил он. "Давайте будем честны. Иммигранты, которым вы хотите дать право голоса на муниципальных выборах — не канадцы и американцы, большинство иммигрантов родом из Африки", – ответил Саркози.
Обещание социалистов разрешить иммигрантам голосовать на выборах мэров разделило французское общество и немало способствовало успеху ультраправых во главе с Марин Ле Пен. Помимо заявленных тем — иммиграция, экономика, внешняя политика, атомная энергетика — кандидаты не обошли вниманием и болевые точки друг друга: Олланд припомнил Саркози дружбу со скандальным Берлускони, президент в долгу не остался и заявил, что не намерен слушать нотации от партии, которая с таким энтузиазмом видела лидера в таком человеке, как Доминик Стросс-Канн.
Разговор продлился дольше запланированных двух с половиной часов. В заключительной реплике Николя Саркози открыто обратился за помощью к избирателям Марин Ле Пен — последний шанс получить недостающую поддержку. Олланд, завершая свое выступление, из всех возможных формулировок выбрал одну: "Я, президент Республики". И, возможно, он не так уж и поторопился: блиц-опросы, организованные ведущими французскими изданиями по итогам дуэли отдают уверенную победу кандидату-социалисту.