В Китае идет судебный процесс по делу жены Бо Силая, крупного партийного функционера, члена Политбюро Компартии страны. По версии обвинения, женщина убила друга семьи, британского бизнесмена. При этом непонятно, чего в этом деле больше — собственно состава преступления или политики. Самого Бо Силая власти подозревают в коррупции. Недавно выяснилось, что убежденный коммунист владеет огромным состоянием и вообще всячески подрывает имидж правящей партии.
Город Хэфэй, где решено провести этот скандальный процесс, равноудален и от Пекина, где слишком много политики, и от Чунцина, где и произошло преступление. О том, что жена опального Бо Силая, по сути, уже призналась в содеянном, газеты написали еще до начала суда. Ей инкриминируют убийство британца Нила Хейвуда — друга семьи и негласного управляющего семейным капиталом.
Сколько там на самом деле денег, откуда они взялись? Пытался ли Хейвуд шантажировать Гу Кайлай и ее высокопоставленного мужа? Сам он об этом уже не расскажет. В ноябре прошлого года англичанин неожиданно умер в гостиничном номере, а тело его спешно кремировали.
Так или иначе, именно благодаря этому процессу, публика многое узнала. Выяснилось, что убежденный коммунист и член Политбюро, оказывается, миллиардер. Что сын его живет в США, а жена заправляет крупным бизнесом. Что ближайшим другом их был ветеран британских спецслужб. И что в Пекине об этом, как минимум, подозревали, но мер никаких не принимали — до поры.
"Похоже, имела место сделка. Гу Кайлай сознается в убийстве, ей выносят приговор, но мужа не трогают. В деле найдут смягчающие обстоятельства, и ей вынесут относительно мягкий приговор", — считает политолог Джозеф Чен.
Сын Бо Силая на процесс не приехал: ограничился посланием по электронной почте. В нем он утверждает, что покойный Хейвуд ему угрожал. Мог ли об этом не знать отец? Это пока тайна за семью печатями.
По неофициальным данным, Бо Силай даже после отставки сохраняет влияние в партии. И дело об убийстве всплыло как раз в тот момент, когда в Пекине решали, кто будет следующим главой государства.
"Это дело повлияло на имидж компартии, уронило ее в глазах китайского народа. Такие вещи подрывают легитимность власти, лишают партию народной поддержки", — констатирует политолог Ян Чжаохуэй.
Видимо, понимая всю серьезность положения, обвинители словно не замечают массу деталей. Судят не самого Бо Силая, а его жену. В деле фигурируют астрономические суммы, но речь только об убийстве. Коррупция, отмывание денег — похоже, все только и ждут, прозвучат ли на процессе эти слова.
Прокуроры утверждают, что доказательства вины подсудимой неопровержимы. И все же в этом деле столько большой политики и больших денег, что, собственно, факты не сразу разглядишь. Суд проходит за закрытыми дверями, поэтому пока остается загадкой — что же именно произошло в одной из гостиниц Чунцина в ноябре прошлого года.