Павел Астахов: Финляндию следует объявить страной, опасной для семей с детьми

Вопиющий случай в Финляндии: социальные службы отобрали у матери-россиянки четверых детей, в том числе и новорожденного. Эту ситуацию взял на контроль детский омбудсмен Павел Астахов. Сама мать, Анастасия Загородняя, рассказала в подробностях о том, как у нее отнимали детей.

Вопиющий случай в Финляндии: социальные службы отобрали у матери-россиянки четверых детей, в том числе и новорожденного. Матери даже не дают кормить младенца грудью. Эту ситуацию (уже не первый случай произвола финских социальных служб в отношении матерей и детей с двойным гражданством) взял на контроль детский омбудсмен Павел Астахов.

Финские социальные работники подозревают гражданку России Анастасию Завгороднюю, проживающую в городе Вантаа, и ее мужа в издевательствах над малышами. Сначала по заявлению школьной учительницы забрали старшую дочь. Потом забрали двухлетних близнецов. А на днях мать лишилась и новорожденного ребенка, которому всего 10 дней. Женщине не дают полноценно общаться с младенцем.

Как рассказал уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов, всех детей определили в приют, а затем сразу в приемную семью. "Ситуация непростая, мы с Анастасией на связи. Российское гражданство есть у старшей дочери", – пояснил омбудсмен.

По его словам, финская система защиты детей не предлагает альтернативы в кризисных семейных ситуациях. "Изъятие детей – опасный ювенальный конвейер. Российским семьям с детьми крайне опасно оставаться в заложниках финских социальных служб", – подчеркнул Астахов.

В пресс-службе уполномоченного напоминают: это далеко не первый случай изъятия детей из семьи. Аналогичные трагедии произошли в семье Риммы Салонен и Инги Рантала. По мнению омбудсмена, такие ситуации множатся в Финляндии из-за "крайне агрессивных и нецивилизованных действий финских соцслужб".

"Сложно назвать это цивилизованным отношением. Россия всегда предлагает сотрудничество и взаимопомощь финским властям в вопросе защиты прав детей. В ответ – постоянные отказы от соглашений, переговоров, – отметил Астахов. – Мы должны найти способ убедить финские власти в необходимости диалога с Россией и добиться подписания двустороннего соглашения. При отказе от переговоров Финляндию следует объявить страной, опасной для жизни иностранных (российских) семей с детьми".

Уполномоченный по правам ребенка готовит обращение в Министерство иностранных дел России с просьбой оказать всестороннюю помощь Анастасии Завгородней и вмешаться в ситуацию. Он также намерен подготовить доклад президенту России о положении российских детей в Финляндии.

Сама Анастасия Завгородняя рассказала в интервью "Российской газете", как у нее отбирали детей. По ее словам, старшая дочь получила в школе травму – одноклассники толкнули ее, и девочка ударилась головой об стену. Ей оказали помощь в школе, но родителям об инциденте ничего не рассказали. Они отвезли дочь в больницу, там медики обнаружили у девочки сотрясение мозга. В школе же заявили, что ничего не знают об этом и что ребенок врет.

"Нам нужен был рапорт из школы о происшествии для страховой компании. Школа в рапорте отказала. Я сама позвонила в социальную службу и попросила о помощи. Они обещали прийти в школу. Однако они поехали не туда, а в Хельсинки, где моя дочь находилась на исследовании у логопедов, – рассказала мать. – Приехала за ней в Хельсинки, мне ее не отдали. Вероника плакала, я ее держала. Тогда работники социальной службы сказали, что вызывают полицию. Полицейские вырвали из моих рук ребенка. А меня схватили и тащили по коридору. Я тогда была девятом месяце беременности".

Через неделю после изъятия малышей родители получили по почте уведомление от социальных служб, в которых сообщалось, что дома детям угрожает опасность. "Основание – старшая девочка якобы пожаловалась медсестре в центре, где она была на логопедическом исследовании, что "папа отшлепал ее". Также высказывалось мнение, что сотрясение мозга у Вероники случилось дома. Очевидно, что школе они верят больше, чем нам", – отметила Анастасия Завгородняя.

Всех изъятых у россиянки детей определили в одну и ту же приемную семью. Но никакую информацию о ней родителям не дают – говорят, мать и отец не имеют на нее права. Изменить решение социальной службы, согласно финским законам, может только суд, а его придется ждать полгода.

По словам Анастасии Завгородней, когда она вернет детей, они с мужем уедут из Финляндии. Потому что даже если детей ей отдадут, семью поставят на учет. "Любая жалоба, даже анонимная, от пьяного прохожего, на кризисный номер – и мы снова лишимся детей", – сказала она.