Президент прокомментировал ситуацию с уголовными делами, связанными с Министерством обороны. Владимир Путин опроверг информацию о назначении бывшего министра Анатолия Сердюкова советником главы Ростехнологий и пояснил, почему он принял решение о его отставке после разразившихся скандалов. Это заявление Владимир Путин сделал на пресс-конференции после переговоров с канцлером Германии Ангелой Меркель. В Москве они вместе подвели итоги форума "Петербургский диалог" — ежегодно он собирает общественных деятелей и политиков двух стран. Затем состоялись консультации, по итогам которых было подписано сразу 10 соглашений о сотрудничестве, в том числе в сферах железнодорожного транспорта, энергетики, экологии, образования и инвестиций. Немецкая пресса накануне встречи отмечала охлаждение в российско-германских отношениях.
Никогда раньше "Петербургский диалог" не ждали так, как в этот раз – с опасением. Угроза пришла, откуда она давно не приходила — из Берлина. Провожая в Москву Меркель, немецкие депутаты в специальном заявлении порекомендовали ей быть на переговорах пожестче. Канцлер дала понять, что отделяет экономику от политики и рекомендовала всем так поступать.
"Нет одного единственного русского, одного единственного образца, — подчеркнула федеральный канцлер Германии Ангела Меркель. — Нет немца, как идеального единственного образца. Все мы разные".
"По поводу того, что нет такого немца, который являлся бы абсолютным образцом для нас — есть такой немец! – парировал российский президент. — Это госпожа федеральный канцлер".
Для Меркель эта поддержка была нелишней, учитывая, как ее — мягко говоря — не любят сейчас в Греции и Португалии. Заметно миролюбивей в Москве стал и координатор МИД ФРГ по германо-российскому межобщественному сотрудничеству Андреас Шоккенхофф. Это в Бундестаге он настаивал на том, чтобы главной темой разговора сделать права человека и предлагал даже отменить "Петербургский диалог". Но в России депутат заговорил иначе.
"Даже если у нас есть разные мнения, мы должны вести диалог и договариваться друг с другом, — сказал Андреас Шоккенхофф. — Мы же все-таки — партнеры и друзья".
Возможно, успокоило Шоккенхоффа и заявление Меркель. Она сказала, что с Путиным они знакомы давно, и недостатка в откровенности на переговорах у них нет. В доказательство предложила публично обсудить тему Pussy Riot.
"Если бы что-то подобное произошло в Германии, то это тоже бы широко обсуждалось, — заверила Ангела Меркель. — Но нужно ли двух молодых девушек отправлять на два года в лагерь за это? Я не знаю, как бы этот вопрос решился в Германии. Но об этом нужно говорить".
"Вот госпожа федеральный канцлер упомянула о девушках, которые в тюрьме находятся за преступление в церкви. А знает ли она, что до этого одна из них повесила чучело еврея и сказала, что от таких людей нужно избавить Москву? – поинтересовался Владимир Путин. — Мы не можем с вами поддерживать людей, которые занимают антисемитские позиции. Я просил бы вас тоже иметь это в виду. Это публичная акция была в Москве, в одном из крупнейших торговых центров. И проблему нужно смотреть со всех сторон. Но для того и дискуссии".
Сразу несколько вопросов Меркель задали о визах. Причем спрашивали не только россияне. Группа влиятельных немецких политиков написала канцлеру открытое письмо с требованием, чтобы Германия перестала быть главным тормозом в визовом вопросе. Тормозом Берлин назвала сама Меркель — год назад.
"Если нам удастся дольше и дольше нажимать, давить на политиков, то вопрос виз будет решен", — выразил надежду председатель Германского координационного комитета форума "Петербургский диалог" Лотар де Мезьер.
Ускориться в визовом вопросе Меркель не обещала, пояснив, что дело не только в Германии. Принятие решений в Европейском союзе — вопрос небыстрый.
"Мы пытаемся формировать совместную политику в рамках ЕС, — сообщила Ангела Меркель. — Германия согласовывает свое мнение с нашими 26 партнерами в Европейском союзе. То, что у нас хороший уровень сотрудничества в экономике, не значит, что в других сферах мы не можем что-то обсуждать".
"Обратите внимание, что сказала госпожа федеральный канцлер. Она сказала, что мы сначала советуемся с 26 другими странами, а потом излагаем общую позицию, — отметил президент России. — В экономике это называется картельный сговор. А картель — это всегда плохое дело. Надо бы иметь и собственную позицию".
Как рассказали участники консультаций, немецкие экономисты во время дискуссий успокаивали немецких политиков. По оценке Минфина Германии, спад в экономике страны в годовом исчислении может составить один процент. А Москва для Берлина — это крупнейший партнер. Свое первое место Китаю по товарообороту с Россией Берлин уже уступил. В Москве о трудностях партнеров знают и готовы помочь.
"Устойчивые связи, в том числе по обеспечению энергоносителями, — это самый важный вопрос сегодня для того, чтобы экономика Евросоюза работала эффективно и устойчиво, — констатирует специальный представитель президента РФ по взаимодействию с форумом стран-экспортеров газа Виктор Зубков. — И мы готовы ее обеспечить".
Для большей эффективности требуется взаимность. В Москве, например, искренне не понимают, почему, опираясь на третий энергетический пакет, Евросоюз предъявляет все новые претензии российским энергетикам.