Тема:

Пытки в тюрьмах Грузии 11 лет назад

Дело военных как виток борьбы за власть в Грузии

Бывший глава грузинского МВД Бачо Ахалая останется под стражей. Сейчас в Грузии расследуют скандальное дело о пытках, в котором замешаны высокие чины МВД и армии. Политологи считают, что новая команда в правительстве давит на Саакашвили, чтобы тот досрочно ушел в отставку.

Бывший глава грузинского МВД Бачо Ахалая останется под стражей. Апелляционный суд оставил в силе решение Тбилисского городского суда о предварительном заключении сроком на два месяца. Сейчас в Грузии расследуют скандальное дело о пытках, в котором замешаны высокие чины МВД и армии.

Малочисленный митинг в поддержку бывшего главы оборонного ведомства, министра внутренних дел Грузии и близкого соратника президента Михаила Саакашвили. У стен тюрьмы собрались родственники и друзья Бачо Ахалая, которого обвиняют в превышении полномочий, пытках и незаконном лишении свободы в то время, когда он руководил министерством обороны.

Отец бывшего силовика, депутат от партии Саакашвили Роланд Ахалая, настаивает на невиновности сына. "Все это делается из чувства мести. Это учреждение, где содержатся воры в законе. Пока Бачо Ахалая не предъявлено обвинение в том, что он вор. Почему тогда он здесь находится? Пусть общество само ответит на этот вопрос", — говорит он.

Противники президента Грузии, а именно, противники Саакашвили, сейчас занимают все ключевые посты в правительстве. Они настаивают, что громкие аресты – это восстановление справедливости. Мол, до выборов соратники главы государства были выше закона, но результаты голосования и победа Бидзины Иванишвили эту неприкосновенность ликвидировали.

Главный прокурор Грузии Арчил Кбилашвили рассказал о деталях громкого дела: "Министр Бача Ахалая ударил одного из военнослужащих рукояткой ножа по голове. После этого Бача Ахалая вместе с вышеупомянутыми лицами перевезли этих военнослужащих на территорию четвертой бригады. Там, на плацу четвертой бригады, вновь были нанесены физически е и словесные оскорбления шестерым военнослужащим уже в присутствии личного состава бригады в количестве 20-30 человек".

Обвинения предъявлены не только Бачо Ахалая. Под следствием находятся начальник объединенного штаба вооруженных сил Грузии Георгий Каландадзе и комбриг Зураб Шаматава. Правда, они не в тюрьме, суд выпустил военных под залог. Саакашвили после этого встретился с Каландадзе и публично поддержал его. "То, что произошло, недопустимо. Все должны проявлять уважение к нашим вооруженным силам, никто не имеет право унижать офицеров, тем более, начальника генерального штаба. Я как верховный главнокомандующий приказываю вам продолжать выполнение ваших обязанностей на посту начальника генерального штаба", — заявил президент Грузии.

Но поддержки президента оказалось мало, и суд Тбилиси приостановил полномочия начальника объединенного штаба вооруженных сил. Верховный главнокомандующий, по сути, лишился безоговорочной поддержки армии. Новый министр обороны Ираклий Аласания — из команды премьера, а начальник объединенного штаба отстранен, находится под следствием и уже вряд ли вернется в свой кабинет. Михаил Саакашвили стремительно теряет свое влияние, хотя юридически глава Грузии все еще первое лицо государства.

Политологи считают, что новая команда в правительстве давит на Саакашвили, чтобы тот досрочно ушел в отставку, и объясняют, почему Иванишвили спешит. Политолог Гела Васадзе пояснил: "Очень многие в Грузии связывают нынешнее противостояние не столько с "охотой на ведьм", о чем говорилось, или восстановлением справедливости с другой стороны, сколько с борьбой за гарантии будущего, потому что у Михаила Саакашвили есть конституционная возможность после шести месяцев действия парламента распустить и парламент, и правительство. Воспользуется он этим или нет – это другой вопрос".

Сейчас и президент, и премьер Грузии находятся в Брюсселе, борьба за власть фактическую продолжается в Европе. И хотя в ходе визита Иванишвили услышал упреки за аресты соратников Саакашвили, глава НАТО Андерс Фог Расмуссен воздержался от резких заявлений. Столь мягкая критика вряд ли то, на что рассчитывал Саакашвили, когда вслед за премьером вылетал в Бельгию.