Корпорация "Иркут" выполнила текущий гособоронзаказ. В этом году предприятие поставило в ВВС России 15 учебных самолетов нового поколения Як-130 и два истребителя Су-30. В ближайшие три года Министерство обороны РФ получит от Иркутского авиазавода еще 85 новых машин.
Набрав за считанные секунды скорость, самолет отрывается от земли и почти вертикально уходит в небо. Хотя на взлетно-посадочной полосе Иркутского авиационного завода такое происходит почти ежедневно, но это – первая партия машин для Военно-воздушных сил России. Здесь все чаще самолеты поднимаются в воздух и следуют к местам службы.
Як-130 – учебно-боевой самолет нового поколения, который может имитировать в воздухе поведение других типов машин. При обучении пилотов сегодня он незаменим. В одном из цехов производится его сборка — поочередно стыкуются хвостовая часть фюзеляжа, носовая, устанавливаются воздухозаборники, капоты. Уже после — подгонка, чтобы все детали идеально встали на свои места. Процесс тщательно контролируется. Сборщик-клепальщик Денис Быцко рассказывает: "Работаем, в принципе, тесно, но никто друг другу не мешает. Все знают свою операцию, знают, когда подойти. Все отработано до мелочей".
Но главное направление – производство сверхманевренного истребителя Су-30СМ. За последние 20 лет подобные самолеты в разных модификациях завод поставил сразу нескольким иностранным государствам, сегодня же главный заказчик – Военно-воздушные силы России, которым предназначена половина от общего числа заказов. На заводе налажено серийное производство, поэтому поступать самолеты будут не единичными экземплярами, а целыми эскадрильями.
Цех окончательной сборки. Именно оттуда выходят уже полностью собранные машины. Далее истребители отправляют на первые испытания и покраску, и только потом самолеты передают заказчику.
Су-30СМ – сверхманевренный истребитель, способный одновременно обнаруживать и поражать несколько целей. Летчики, которым уже удалось посидеть за штурвалом новой машины, пришли к выводу, что летает она даже лучше, чем птица, позволяет фантазировать и совершать невозможные ранее маневры. Начальник Военного учебно-научного центра ВВС РФ "Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина" Александр Харчевский констатирует: "Это новая эра в пилотировании, когда самолет может летать не только с обычными прямыми и отрицательными перегрузками, но и с боковыми. То есть, и требования к летчикам повышаются".
Каждый раз на отправку самолетов к месту службы собираются те, кто принимал участие в их создании. Сборщики, хотя и проводят большую часть времени в цехе и чаще видят самолеты на земле, называют свою работу творческой. Они уверяют, что романтики в ней не меньше, чем у пилотов. Начальник цеха агрегатно-сборочного производства Юрий Боровиков признается: "Всегда смотришь, как взлетает самолет, и это чувство из детства".
Сегодня мощности завода позволяют одновременно выполнять и экспортные заказы, и российский контракт. Всего по нему предприятие поставит 30 истребителей и 55 учебно-боевых самолетов. Последние из этой партии машины прибудут на свои аэродромы в 2015 году.