В Италии вспоминают жертв крушения лайнера Costa Concordia. 13 января 2012 года круизное судно наскочило на скалы у побережья Тосканы. Погибли 30 человек, двое до сих пор числятся пропавшими без вести. Сам лайнер до сих пор лежит у входа в порт. Уже семь месяцев его пытаются поставить на киль и отбуксировать подальше от берега. Почти год идет судебный процесс над предполагаемым виновником аварии – капитаном Франческо Скеттино. Напомним, он покинул судно одним из первых. При этом капитан свою вину полностью отрицает, требует восстановить его на работе и даже пишет книгу об аварии.
Costa Concordia год спустя – все еще история, где вопросов больше, чем ответов. Есть герой – Грегорио де Фалько, начальник береговой охраны. Он до последнего пытался образумить капитана Франческо Скеттино – тот покинул тонущее судно вместо того, чтобы организовать эвакуацию пассажиров. Аудиозапись телефонных переговоров Фалько и Скеттино – одна из главных улик в судебном процессе – в прессе она разошлась на цитаты. Самая знаменитая фраза – в адрес бежавшего капитана, если смягчить ругательство, звучит как: "Иди на борт, придурок".
Футболка с такой надписью – это в Италии знак гнева и молчаливого протеста. В соцсетях есть и группы с таким названием.
Антигерой – капитан Скеттино, сейчас он судится с работодателями – считает, что уволен несправедливо. Его словам и даже показаниям верить сложно – Скеттино их менял не раз – и перед журналистами, и перед следователями. Но поступки вполне однозначны – в то время, когда нужно было подавать сигнал SOS и объявлять пассажирам об эвакуации, Скеттино успокоил людей на борту – небольшие проблемы с генератором, справимся. А в спасательную шлюпку он якобы упал случайно, а вовсе не бежал с корабля.
"Задержка в эвакуации пассажиров была вызвана промедлением капитана – он слишком поздно отдал приказ, учитывая, что знал о состоянии корабля. Это подтверждается данными черного ящика", — рассказал адвокат компании-судовладельца Марио де Лука.
На борту находилось 4252 человека. Итог халатности – 32 жертвы, десятки раненых. Живыми после окончания эвакуации спасатели нашли только троих. Четыре тысячи человек из 60 стран – выжившие пассажиры и члены экипажа – эту ночь запомнят навсегда.
"Год спустя, мы все еще выживаем. Когда я в помещении, я ищу глазами запасной выход. Те пассажиры, которые были в момент крушения в ресторане, до сих пор вздрагивают, слыша звон посуды. Некоторые после трагедии вообще не могли говорить. Кто-то больше не водит автомобиль, боится воды или не выносит звук детского плача. У всех разные последствия пережитого", — рассказала Анна Декре, глава ассоциации пострадавших пассажиров Сosta Concordia во Франции.
Вопрос о денежных компенсациях пострадавшим компания-судовладелец решает, хоть и постепенно. А вот сама Сosta Concordia – её многотонный остов, севший на риф – и ныне там. Это проблема для местных жителей – корабль с остатками горючего и химикатов грозит тосканскому побережью экологической катастрофой. Это головная боль для 400 человек, которые участвуют в операции по транспортировке лайнера, стоит она 300 миллионов долларов.
И Сosta Concordia – все еще опасна – для тех авантюристов, которые ездят к месту крушения на платные экскурсии. Пятерых таких – из Германии – в начале января пришлось спасать – их легкая лодка едва не перевернулась во время шторма на пути к злополучному острову Джильо.
Крушение Сosta Concordia – историю о героизме одних и малодушии других – европейцы успели переосмыслить метафорически. На одной из карикатур, например, канцлер Германии Ангела Меркель – бежит с судна под названием Europe Discordia – "Европейский раздор". На другом изображении – ЕС на мели и в буквальном, и в переносном смысле – налетел на риф кредитного рейтинга. Севший на мель лайнер стал символом всей Европы – уже не такой безопасной и стабильной.